10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика панели приборов автомобиля, разновидности щитков

Приборная панель

Панель приборов (ПП) автомобиля представляет собой узел, предназначенный для связи между агрегатами и системами транспортного средства с водителем. Благодаря индикаторам на ПП автовладелец всегда будет знать, какое оборудование работает, с какой скоростью авто двигается, какой объем топлива в баке и т.д. Подробнее об описании, а также диагностике устройства вы можете узнать из этого материала.

Описание приборной панели

Начнем с описания приборной панели. Щиток приборов — это общее название зоны, в которой находятся основные контрольно-измерительные устройства транспортного средства. Предназначение этих приборов заключается в своевременном оповещении водителя авто о состоянии основных агрегатов, механизмов и систем. Кроме скорости и объема топлива, контрольный щиток приборов позволяет водителю узнать о текущей температуре двигателя, а также пройденном километраже.

Расположение и состав

В основном в транспортных средствах щиток приборов устанавливается над рулевым колесом, прямо перед водителем. В некоторых моделях авто расположение этого узла несколько другое — он ставится посредине центральной консоли, при этом она может быть немного повернута в сторону водителя.

Что касается состава, то контрольный щиток включает в себя такие элементы:

  • один из основных компонентов приборной панели автомобиля — спидометр, показывающий скорость передвижения авто;
  • также на панели расположены всевозможные индикаторы, свидетельствующие о работоспособности тех или иных механизмов и узлов;
  • одометр, демонстрирующий как уточный, так и общий километраж;
  • датчик температуры хладагента в системе (температуры мотора);
  • контроллер уровня горючего в баке;
  • тахометр, позволяющий узнать количество оборотов коленвала.

Любой щиток приборов имеет все эти элементы, их можно назвать стандартным набором, но в зависимости от транспортного средства, количество элементов может быть большим. К примеру, в более современных авто щиток приборов дополняется датчиками износа тормозных дисков. Что касается принципа работы, то он во всех случаях идентичный — красный цвет значков либо информационный, либо предупреждающий о проблемах. Особенно, если речь идет о появлении красных индикаторов при работающем двигателе.

Разновидности

Разделяют два вида ПП:

  1. Аналоговый или стрелочный тип, которым оснащались все старые автомобили.
  2. Цифровая или электронная панель приборов. В этом случае все стрелки на датчиках и регуляторах отсутствуют, вместо этого используются цифровые обозначения. Цифровая панель является более современным вариантом, однако многие автомобилисты считают, что такие ПП менее точные в силу того, что электроника также может ошибаться.

Есть еще один вид, относящийся к стрелочным — оптитронная панель приборов. Такие устройства характеризуются повышенной затемненностью, а также они сами по себе — антибликовые. Основной особенностью таких узлов является то, что они должны работать только с подсветкой, поскольку если освещения приборки нет, датчиков и индикаторов почти не видно.

Читать еще:  Полный обзор тормозных колодок для Рено Дастер (Renault Duster), какие колодки поставить на Рено Дастер

Тестирование состояния автоузлов по показателям приборки

Любая универсальная панель приборов при включении может показать наличие неисправностей в работе тех или иных систем еще до запуска двигателя. Чтобы увидеть эти проблемы, нужно просто протестировать узел на предмет неисправностей. Для этого нужно активировать зажигание, но двигатель запускать не нужно. В этот момент на щитке загорятся множество различных индикаторов, цвет и количество которых зависит от конкретной модели авто.

Но так или иначе, при включении зажигания на ПП должны появиться индикаторы:

  • давления моторной жидкости в системе смазки;
  • исправности АКБ;
  • включения стояночного тормоза.

Если речь идет о дизельном автомобиле, то при включении зажигания на приборке также может появиться лампочка состояния свечей накала. После этого можно завести мотор, в результате чего все стрелочные или электронные приборы отключаться, за исключением индикатора ручного тормоза, если он включен. Для диагностики стояночного тормоза и его датчика следует отпустить ручник, после чего опять его затянуть, одновременно наблюдая за ПП — там должен пропасть и загореться соответствующий индикатор (автор видео — канал sn0ik).

Примерно через 20 секунд можно заглушить мотор, а затем нужно опять включить зажигание. Если в работе силового агрегата проблем нет, то контроллер давления моторной жидкости не загорится, так как давление после запуска мотора уже увеличилось до нормы. Если мотор в нормальном состоянии, то индикатор должен появиться не раньше, чем спустя пять секунд после отключения. Если результат другой, то это может говорить об износе силового агрегата. Разумеется, такой вариант диагностики не даст возможности выявить все имеющиеся в работе мотора или других систем неисправностей.

Возможные неисправности

Что касается неисправностей конкретно ПП, то они могут быть следующими:

  1. Выход из строя лампочек. Как показывает практика, чаще всего автовладельцы сталкиваются именно с проблемой перегорания световых элементов. Они меняются без проблем, поэтому переживать по поводу такой поломки не стоит.
  2. Износ механических частей конструкции. Такая проблема актуальна для более старых автомобилей или транспортных средств, в которых производились манипуляции с демонтажем и ремонтом ПП.
  3. Плохой контакт. Из-за плохого контакта разъемов могут не работать спидометр, тахометр, датчики температуры двигателя и объема горючего в баке. Неисправность такого плана решить не сложно — достаточно просто поправить штекер, а если контакты окислились, то произвести их очистку.
  4. Сбои в работе бортового компьютера могут привести к неработоспособности ПП или демонстрации неверных данных. Проблему такого рода лучше решать с помощью специалистов, так как вмешательство в работу «мозгов» автомобиля — дело серьезное.

Виды, назначение и функции панели приборов автомобиля

Во время движения водителю крайне важно знать текущую скорость автомобиля, расход топлива, обороты двигателя и другие важные параметры. Эта информация отображается на панели приборов. Автопроизводители стараются сделать ее все более функциональной, информативной и удобной.

Читать еще:  Как правильно долить антифриз? что учесть при этом

Функции и назначение

Через приборную панель осуществляется связь водителя с автомобилем. Главная ее функция – это информировать о главных показателях во время движения: уровень и расход топлива, скорость, обороты двигателя, заряд АКБ и другое.

Как правило, она расположена прямо перед водителем, немногим ниже уровня глаз. В некоторых моделях отдельные приборы вынесены посередине на центральную консоль.

Панель приборов автомобиля

Современная приборная панель представляет собой блок, который объединяет ряд контрольно-измерительных приборов, сигнальные и контрольные лампы, а также бортовой компьютер. В среднем на ней расположено около десяти приборов. Большее их количество будет только отвлекать водителя, а меньшее скажется в худшую сторону на информативности.

Устройство и работа приборной панели

Все обозначения на панели приборов делят на два вида:

  1. контрольно-измерительные приборы;
  2. контрольные лампы.

К контрольно-измерительным приборам, как правило, относятся те приборы, которые показывают различные измерения (скорость, обороты, пробег и др.), например, тахометр, спидометр и одометр.

Контрольные лампы загораются на панели и оповещают водителя о работе различных узлов и элементов. Это может быть заряд АКБ, активация стояночного тормоза, работа привода, тормозные диски, ABS, поворотники, ближний/дальний свет и множество других. Все зависит от конкретной модели автомобиля и варианта «приборки».

В стандартный набор входят следующие индикаторы и контрольно-измерительные приборы:

  • спидометр (показывает скорость авто во время движения);
  • тахометр (показывает количество оборотов коленчатого вала в минуту);
  • одометр (показывает общий и текущий километраж, пробег);
  • индикатор топлива (показывает уровень топлива в баке, сигнал поступает от соответствующего датчика);
  • индикатор температуры (показывает текущую температуру охлаждающей жидкости в моторе);
  • указатель давления масла;
  • другие индикаторы.

В современных автомобилях многие параметры контролируются бортовым компьютером, который выводит информацию о неисправностях на экран. Это могут быть неполадки с ABS, тормозными дисками, фарами и т.д.

Сигнальные и контрольные лампы

Данные сигналы призваны оповещать водителя о различных неисправностях или, наоборот, о правильной работе систем автомобиля. Контрольные лампы также сигнализируют о включении различных функций (полный привод, свет и т.д.). Большинство обозначений имеет общий стандарт. Также при срабатывании некоторых сигналов подаются и звуковые.

Контрольные и сигнальные лампы подсвечиваются разными цветами:

  • красным;
  • желтым;
  • зеленым;
  • синим.

Некоторые виды контрольных и сигнальных ламп

Каждый цвет информирует об уровне неисправности или просто о работе системы в данный момент. Как правило, красный цвет предполагает серьезную неисправность. Желтый цвет предупреждает водителя об имеющийся проблеме. Например, низкий уровень давления в шинах, износ тормозных колодок, незакрыта пробка топливного бака и многое другое. Игнорировать красные и желтые сигналы нельзя, необходимо сразу обратиться в сервис или устранить проблему самостоятельно.

Читать еще:  Как выбрать и заменить антифриз на daewoo nexia: инструкции и фото

Виды панелей приборов

Панели приборов можно разделить на два вида:

  1. аналоговые (стрелочные);
  2. электронные или виртуальные.

В аналоговой модели используются механические составляющие. Тахометр, спидометр и другие индикаторы показывают значения стрелками, на индикаторах загораются лампочки. Такими панелями оснащены большинство старых и бюджетных моделей авто.

На виртуальной панели используется специальная программа. Все данные выводятся на единый экран. Такой вариант считается более современным, но многие водители предпочитают проверенные старые датчики.

Оптитронная

Среди разновидностей аналоговой панели выделяют так называемую оптитронную модель. Название происходит от английского «Optitron», но это не технический термин, а товарный знак от Тойота. При выключенном зажигании разглядеть приборы практически невозможно. Они активируются при включении зажигания. Загораются стрелки, затем спидометр, тахометр, уровень топлива, стояночный тормоз.

Оптитронная панель приборов

Для нее характерна повышенная затемненность. Благодаря подсветке на панели видны основные показатели, а другие индикаторы практически незаметны. Они загораются по необходимости. Смотрится оригинально и красиво.

Электронная (виртуальная)

Развитие электронной или виртуальной приборной панели проходило постепенно. Это результат современных технологий. Сначала среди аналоговых циферблатов помещали дисплеи бортового компьютера, затем она стала полностью виртуальной. Программа имитирует на экране привычное расположение приборов.

У такой панели есть свои преимущества:

  • большая информативность;
  • красивый внешний вид, разработчики стараются сделать дизайн как можно ярче;
  • индивидуальные настройки, водитель может сам выбирать внешний вид, цветовую гамму и другое;
  • взаимодействие с водителем.

На виртуальной панели может отображаться навигатор

Разработчиками цифровых панелей являются многие ведущие автопроизводители (AUDI, Lexus, Volkswagen, BMW, Cadillac и другие. Наиболее прогрессивной считается виртуальная панель Audi Virtual Cockpit. Жидкокристаллический дисплей с высоким графическим разрешением, на котором отображается множество информации, включая информационно-развлекательный комплекс. Управлять системой и настройками можно с рулевого колеса.

Также многие современные автомобили оснащаются функцией проекции приборной панели на лобовое стекло. Проекционный дисплей показывает основные показатели (скорость, навигация и т.д.). Водителю не нужно отрывать взгляд от дороги и отвлекаться.

Приборная панель – это коммуникатор, через который проходит связь автомобиля с водителем. Чем информативнее и правдивее будет информация, тем безопаснее и удобнее будет поездка. Современные панели отличаются не только информативностью, но и ярким дизайном. Различные решения добавляют индивидуальности салону, но все же главное, чтобы водитель в любой момент движения мог увидеть интересующую его информацию.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector