1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От дакара до формулы-1. топ-10 гоночных серий планеты

SonicTraceClub › Блог › Истории мировых гоночных серий. Dakar.

Ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон «Дакар», основанный французом Тьерри Сабином, проводится с 1978 года. «Дакар» по праву считается самой экстремальной гонкой планеты. Это скорее гонка на выживание, чем традиционное ралли – местность, которую проходят участники намного сложнее, а используемые автомобили — настоящие внедорожники, а не модифицированные седаны, используемые в ралли. Большинство конкурентных участков («этапы» или «спецучастки») проходят по дюнам, грязи, скалам. Дистанция покрытая участниками за день может варьироваться от нескольких километров до нескольких сотен километров.

В гонках «Дакар» принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители, число которых достигает 80 %. В отличие от классических ралли, которые проходят в несколько этапов в разных странах на протяжении года, а победитель определяется по общей сумме очков, на «Дакаре» соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от самого старта до финиша. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.

Как правило, ралли финишировало в столице Сенегала — Дакаре. Вот уже второй год знаменитое ралли проходит совсем не в Африке, в вдалеке от Дакара, и тем более Парижа. После срыва ралли в 2008 году из-за угрозы терроризма, в следующем году гонки были перенесены в Южную Америку, на территорию Чили и Аргентины. Теперь от прежнего ралли осталось только название, теперь вместо жарких песков Сахары спецучастки ралли проходят в высокогорье Анд.

История ралли «Париж — Дакар».

Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала – авторалли «Париж-Дакар» — стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан-Ницца». Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Спасенный Тьерри Сабин вернулся во Францию глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Он пообещал себе, что разделит это путешествие с максимальным количеством людей. Тьерри Сабин составил сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку, путь начинался в Париже, а заканчивался у бывшей резиденции французского генерал-губернатора на западе черного континента, т.е. по плану Сабина из Европы маршрут шел в Алжир и далее, в конечном счете, приводил участников в Дакар. Его замысел быстро воплотился в жизнь.

В первый раз на старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках, всего 182 участника. Испытания начались 4-километровым прологом около военного лагеря в окрестностях Орлеана. Общая протяженность маршрута составила 8500 километров, из которых 3169 километров пришлись на 8 спецучастков. Больше всего километров участникам пришлось преодолеть во второй день – 2370 километров из Алжира в Таманрассет, но, а самый протяженный спецучасток – 834 километра был на пути из Таманрассета в Агадес. 8 января 1979 года в Гоа был единственный день отдыха.

Испытание для всех было очень серьезным! Дело в том, что в те времена ассистента практически ни у кого не было, а если и была техническая поддержка, то запчастей у них было минимальное количество. Гонщики участвовали практически без специального обмундирования, на сегодняшний день можно сказать, что в те дни подготовка к гонкам, а так же оборудование было примитивным. Тем не менее, до Дакара 14 января добралось треть стартовавших участников – 74 участника.

Маршрут гонки не раз менялся. До 1988 года включительно участники шли по маршруту Франция (Париж) – Алжир – Сенегал (Дакар). В 1988 году в гонке приняли участие 603 команды, и этот рекорд держался до 2005 года. В 1989 году по политическим причинам гонка пошла в обход Алжира через Ливию и Тунис. В 1990 обошлись без Туниса – участники переправлялись из Франции сразу в Триполи. В 1991 был повторен маршрут предыдущего года.

В 1992 гонка впервые с момента ее создания прошла через всю Африку с севера на юг и финишировала не в Дакаре, а в южноафриканском Кейптауне. В 1994 гонка впервые была сделана закольцованной: Париж — Дакар — Париж. В 1995 старт ралли впервые был дан не из Парижа, а из испанской Гренады. В 1996 повторили тот же вариант.

В 1997 году участники ралли сконцентрировались на африканском континенте. Гонка прошла по кольцевому маршруту из сенегальского Дакара в Нигер и обратно.

В 2000 был один из самых «приключенческих» (в негативном смысле этого слова) «Дакаров». Гонка проходила с запада на восток Африки по маршруту Дакар — Каир. Но по прибытии в Нигер поступили угрозы теракта в отношении участников ралли. Сначала было решено устроить незапланированный 5-дневный перерыв, а потом организаторы гонки приняли решение не рисковать, и в итоге практически через весь Нигер всех участников гонки и их транспортные средства перевезли самолетом – для этого был использован гигантский Ан-124. Эффектный финиш ралли-рейда был устроен у подножия великих египетских пирамид. Ралли 2000 года стала второй гонкой в истории «Дакара» с финишем не в самом Дакаре.

Ралли «Париж — Дакар» знает и немало трагических случаев гибели гонщиков: На «Дакаре-1982» Марк Тэтчер, сын премьер министра Англии Маргарет Тэтчер, пропал без вести на 6 дней вместе со своим штурманом Шарлот Верни и механиком. В ходе масштабной поисковой операции их белый Пежо 504 был замечен с алжирского военного самолета 50 км в стороне от маршрута ралли. Тэтчер, Верни и механик не пострадали. Ралли-рейд «Дакар-1986» вошла в историю тем, что 14 января в вертолетной катастрофе погибли основатель «Дакара» Тьери Сабин и с ним еще четыре человека, В целом же за всю историю пустынного марафона погибли уже 50 человек, в том числе 24 спортсмена.

Однако, несмотря на опасности, каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в «Париж-Дакаре», по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придётся преодолеть на пути к финишу. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости.

«Дакар» открыт практически для любых желающих, даже не спортсменов, а просто любителей, ищущих приключений. И тут как говорится, кто на что горазд. Бывают чудаки, которые, как и раньше, едут на абсолютно серийных автомобилях, лишь оборудованными необходимым минимумом с точки зрения безопасности – каркас, сиденья с ремнями безопасности, система пожаротушения, вот собственно и все. Но те же, кто хотят приблизиться к лидерам, по крайней мере, в техническом плане, ищут технику посерьезней.


Девять лучших гонок мира. Рейтинг ЗР

Всё когда-то начиналось с нуля. Но одни гоночные проекты умерли, а другие набрали силу и вес — о самых-самых и пойдет речь.

Среди тысяч автогонок, проводимых во всем мире, с трудом наберется десяток, которые без оговорок можно назвать великими и легендарными. Почему так мало? Ответ один: конкуренция! Тех, кто снискал признание и любовь еще на заре автомобилизма, невозможно спихнуть с пьедестала. А изобрести и продвинуть что-то принципиально новое не выходит. Хотя такие попытки делаются.

Относительно молодые дисциплины автоспорта — скажем, дрифтинг или ралли-кросс — локально популярны, но на общемировой уровень так и не вышли. И, за редким исключением, сердцами (и кошельками) болельщиков владеет классика — кольцевые гонки и ралли.

Можно ли расставить самые известные на планете гонки по степени важности и значимости? Наверное, да, только непонятно, по каким критериям. Количество экипажей на старте, проданных билетов или часов телеэфира — величины, сильно зависящие от маркетинговых обстоятельств, характера и длительности состязаний. Как сравнивать многодневный ралли-рейд и этап Формулы‑1? Они слишком разные. Но всё же попробуем.

1. «24 часа Ле-Мана»

24 Heures du Mans

Кто-то скажет — «Ле-Ман» нынче не тот. ­Разумеется, всё поменялось, начиная с самих автомобилей и развиваемых ими скоростей. В 1923 году победители первого «Ле-Мана» Андре Лагаш и Рене Леонар на болиде Chenard-Walcker (Шенáр-Валькé) прошли за сутки 2209,5 км. Результат действующих победителей, экипажа заводской команды Porsche, — 5233,5 км.

Отчасти и трагедии «Ле-Мана» указали на необходимость мер безопасности. Начинали-то без каркасов, вваренных в кузова машин, без шлемов, без несгораемых комбинезонов, трассы толком не ограждались, а зрители сидели чуть ли не на дороге.

Ушла эпоха романтики, связанной с перепачканными маслом гонщиками и риском для жизни всех присутствующих. Сильно изменились правила. Но остались основные принципы и энергетика «Ле-Мана». Это по-прежнему 24‑часовая гонка с пит-стопами и сменой пилотов, где на финише замеряют не время, а пройденную дистанцию. Изначальная идея — выявить самый надежный и экономичный автомобиль — всё та же. Она привела к появлению особой породы гоночных гибридов и целого чемпионата мира по гонкам на выносливость (endurance race).

Не так давно был краткий период, когда гонка в Ле-Мане выпала из всех мировых серий и осталась сама по себе. Это не отра­зилось ни на содержании списка участников, ни на наполнении трибун! Под влиянием «Ле-Мана» родились и другие 24‑часовые гонки, но ни одна из них и близко не подобралась по престижности к родоначальнице длинных гонок.

2. Гран-при Монако

Grand Prix de Monaco

Это далеко не самый первый «Большой приз» в истории автогонок, но определенно самый знаменитый.

Многие гонки, которые родились как Гран-при в начале XX века, давно вымерли — вместе с трассами, на которых их когда-то проводили. А эта — жива, причем трасса почти та же самая, видоизменился лишь набор поворотов после туннеля. Организатор исконный — Автомобильный клуб Монако. И призы на финише вручает, как и в 1929 году, представитель княжеской династии.

Название «Гран-при» давно присвоила Формула‑1, и теперь любой этап этого чемпионата мира автоматически получает статус Гран-при — например, Индии или Азербай­джана.

Спроси пилотов, какой этап им больше всего нравится, назовут бельгийский или японский. Но самым престижным считается Гран-при Монако, несмотря на множество недостатков: гонки здесь нередко скучные, вместимость трибун рекордно малая, а цены на билеты — рекордно высокие.

3. Ралли Монте-Карло

Rallye Automobile Monte Carlo

Еще одно детище того же Автоклуба, причем более древнее, чем Гран-при. Первое Ралли Монте-Карло прошло в 1911 году по правилам, которые ныне никто не понял бы. Экипажи стартовали из одиннадцати разных точек Европы и где-то там, поодиночке, преодолевали дистанцию 1020 км, чтобы собраться в кучку на главной площади. Но это действительно было первое ралли в мире!

Именно так родился второй и теперь уже главный смысл слова rally — первоначально под ним подразумевалось «сборище, слёт». Сегодня ралли для многих — синоним слова «гонки».

Не важно, что до середины 1950‑х Ралли Монте-Карло было довольно заурядным мероприятием без звезд первой величины. А на старт выходили автомобили марок Turcat-Mery (Тюркá-Мери), Amilcar (Амилькар) и Invicta (Инвикта). Зато потом Ралли Монте-Карло собрало все сливки славы.

К основной гонке, чья традиционная изюминка — зимние горные дороги, два­дцать лет назад добавился «прицеп» в виде гонки олдтаймеров. Она собирает по триста машин — намного больше, чем «боевой» зачет.

4. Инди‑500

Indianapolis 500, Indy 500

Одно из главных изобретений США — кольцевые гонки по овальной трассе. Впрочем, за пределы родины они толком и не вышли, наряду с бейсболом и тамошним «футболом». Понемногу есть везде, но бешеным спросом не пользуются, в отличие от «500 миль Индианаполиса». Иначе здесь не наращивали бы постоянно трибуны снаружи 2,5‑мильного овала. Их вместимость дошла уже до 270 тысяч человек (плюс зона infield — внутри трассы, где помещается еще сотня тысяч). И, надо признать, у Indy 500 самая большая гоночная аудитория в мире.

Читать еще:  Дозирующие системы карбюратора

Гонка, впервые проведенная в 1911 году, дала имя классу гоночных формул и чемпи­онату этих формул. С 1950 по 1960 год входила в чемпионат мира Формулы‑1. Большие европейские марки стремились выиграть здесь с первых дней (Peugeot, Mercedes-Benz). Победителям на финише вместо шампанского вручают бутыли с молоком. А их имена навеки вписаны в историю мирового автоспорта.

5. «Дакар»

В 1977 году французский мотогонщик Тьерри Сабин заблудился в пустыне в ходе ралли по маршруту Абиджан — Ницца. Чудом остался жив — лишь через трое суток его нашли аборигены. Считается, что именно это приключение вдохновило Сабина на организацию марафона «Дакар» — затяжной гонки по пустыням с элементами движения по азимуту и выживания в экстремальных условиях.

Старт первому рейду Париж — Дакар дали в 1978 году. Он не был самым протяженным в мире. От Абиджана до Ниццы, в конце концов, дальше, чем от Парижа до Дакара. Но прижился именно вариант Сабина: две недели жары, лишений и около 10 тысяч километров пути.

От названия давно отвалился Париж, а сама гонка переехала в Южную Америку — в целях безопасности. По крайней мере, экипажи перестали подрываться на минах и попадать в перестрелки и заложники — уже прогресс. Хотя и адреналина стало меньше.

В Африке — по старому маршруту и в эти же сроки, в первые недели января, — проводят новую гонку. Но вся мировая гоночная элита выбирает «Дакар». Как и раньше, больше половины участников — гонщики-любители.

6. «Пайкс-Пик»

Pikes Peak International Hill Climb

Первый в мире hill climb (скоростной подъем на холм) состоялся аж в 1897 году близ Ниццы. Старейшая действующая трасса для подъема на холм находится в Англии. А самый знаменитый подъем на холм — конечно, американский «Пайкс-Пик», ведущий отсчет с 1916 года. И он же самый высотный: старт — на отметке 2862 м, финиш — на отметке 4301 м.

Трассу эпизодически модифицировали, постепенно улучшая покрытие: грунт заменяли асфальтом. Но конфигурация принципиально не менялась.

В сегодняшнем варианте на дистанции 19,99 км насчитывается 156 поворотов. Стартует здесь всё, что может двигаться (от мотоциклов до седельных тягачей),- поделенное на 18 зачетов. Это очень по-американски. Но едут сюда со всего мира — японцы, финны, австралийцы и французы. Сто боевых машин на старте — обычное дело, и среди пилотов, как правило, пяток звезд мировой величины.

7. Гран-при Макао

Macau Grand Prix

Возможно, главная гонка Азии, хотя сами азиаты не играют в ней первых ролей. Попутно это самое масштабное состязание на городской трассе — семь километров с ощутимым перепадом высот и заковыристыми поворотами. Ее проложили по улицам португальской колонии, получившей самостоятельность только в 1999 году.

Победителями Гран-при Макао бывали Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. А началось всё в 1954 году с гонки любите

ТОП 6 самых престижных автогонок планеты

Создатель кольцевых гонок на электромобилях Алехандро Агаг представил публике ещё один шедевр – Odyssey 21. Этот внедорожник оснащён электродвигателем и по замыслу Агага к 2021 году планируется запустить очередную гоночную дисциплину именно на этих автомобилях. По замыслу Алехандро, автогонки будут проходить в самых отдалённых уголках планеты, а все пилоты будут соревноваться на одинаковых автомобилях. Интересно будет понаблюдать за автогонками: станут они популярными или же будут второстепенными соревнованиями для бывших пилотов ралли Париж — Дакар. В связи с этой новостью мы решили составить небольшой рейтинг самых престижных автогонок в мире.

№1 Formula-1

Без сомнений, чемпионаты мира Формулы-1 являются самыми престижными и популярными соревнованиями в мире. Ведь каждый в мире знает Михаэля Шумахера, а многие мечтают походить на него. Да и его фамилия с годами стала именем нарицательным. Каждый, у кого есть телевизор или интернет, видел хоть один этап и знает о трагической смерти Айртона Сенны. Каждый наш соотечественник радовался, когда Виталий Петров стал первым российским пилотом Формулы-1. А особо ярые болельщики помнят чемпионство Кими Райкконена на последнем повороте Гран-при Бразилии 2007 года, или как его напарник по команде через год в похожей ситуации также на последнем повороте чуть не стал Чемпионом Мира.

Каждая «конюшня» тратит сотни миллионов долларов на зарплату автогонщикам и на создание нового супербыстрого болида. Такая гонка финансовых вооружений привела к тому, что, начиная с 1990 года, 28 команд покинули Формулу-1 из-за нехватки бюджета.

Феррари − самая титулованная команда в истории Formula-1, хотя в последние 10 лет команда не может выйти на первые позиции.

Пожалуй, все остальные популярные автогонки нельзя распределить по местам. Каждая из них весьма популярна и престижна, поэтому все их мы учтём как номер 2 в нашем топе.

24 часа Ле-Мана

Это не просто гонка – это поиск компромисса между скоростью и надёжностью, ведь 24 часа сможет выдержать не каждый автомобиль. «Ле-Ман 24 часа» – старейшая автогонка. Первый заезд стартовал в далёком 1923 году. На каждом автомобиле соревнуются несколько гонщиков, которые сменяют друг друга, ведь за время гонки нужно преодолеть 5 тысяч километров.

Самое интересное, что гонка − это всего лишь один из этапов кубка мира. Кроме Ле-Мана, проводится ещё 8 гонок на выносливость, которые длятся не менее 6 часов. Но именно этот этап является самым популярным.

Художественный фильм «Мишель Вальян. Жажда скорости», сценарий к которому написал Люк Бессон, посвящён гонке «24 часа Ле-Мана».

WRC — World Rally Championship

Первое в истории ралли и первая в истории автогонка, которая прошла между Парижем и Руаном в 1894 году. Она по сей день не теряет популярности. Ведь многие знают таких гонщиков, как Себастьен Лёб, Петтер Сольберг, Себастьян Ожье, Дани Сордо, Яри-Матти Латвала.

Особенность автогонки в том, что автомобили не соревнуются друг с другом на трассе. Они просто на время проходят спецучастки, а по итогам финишного времени гонщики распределяются по позициям. Самым титулованным гонщиком в истории WRC является Себастьен Лёб, который завоёвывал чемпионский титул 9 раз подряд.

Разработчики компьютерных игр создают множество симуляторов, посвящённых автогонкам. Наиболее популярной в мире считается серия игр Colin McRae Rally. Своё название игра получила благодаря британскому гонщику и чемпиону мира 1995 года в серии WRC Колину Макрею. Он признавался самым зрелищным и известным автогонщиком ралли. После гибели Колина в 2007 году серию игр было решено переименовать.

500 миль Индианаполиса или Инди 500

Самая известная и престижная гонка на авто с открытыми колёсами и одна из самых популярных гонок в мире. Проводится она на автодроме «Индианаполис Мотор Спидвей». Каждый житель Северной Америки рад слышать фразу: «Леди и джентльмены, заводите мотор». Именно с неё начинается гонка, после чего пилоты проезжают прогревочный круг.

История Инди 500 началась более 100 лет назад – в 1911 году. Проводится она в заключительное воскресенье мая. До 1974 года проводилась 30 мая. До 1955 года результаты гонки шли в зачёт чемпионата ААА. С 1950 по 1960 – в зачёт Formula-1. После этого они стали идти в зачёт гонок ИндиКар.

Победителями Инди 500 в разные годы становились бывшие и будущие пилоты Формулы-1 (после того, как гонка перестала считаться одним из этапов этого чемпионата). В 2017 году первым приехал Такума Сато, в 2015 и 2000 Хуан Пабло Монтойя, в 1995 Жак Вильнёв, в 1993 Эмерсон Фиттипальди. Кстати, легендарный бразилец в 2008 году на Инди 500 управлял машиной безопасности.

Nascar

Самый популярный кузовной чемпионат в Соединённых Штатах. Первый чемпионат состоялся в 1949 году. Особенность гонок – все они проходят на овальных трассах и в несколько сотен кругов. В заездах принимает участие огромное количество пилотов, по этой причине аварии здесь − весьма частое явление. Длина колец на различных этапах варьируется от 847 метров до 4,28 километра. Средняя скорость на трассе составляет 303 км/ч.

Именно благодаря зрелищным авариям, Наскар по популярности в Штатах занимает 3 место среди спортивных мероприятий. Обходят их только бейсбол и американский футбол. Даже хоккей и баскетбол делят между собой 4 строчку.

Дакар

Первый «Париж – Дакар» стартовал в 1978 году. До 2009 года она стартовала или финишировала в Дакаре (столица Сенегала). Потом её перенесли в Южную Америку. С 2020 года она будет проводиться в Саудовской Аравии.

Эта гонка выделяется тем, что она проводится в пустыне, и в ней принимают участие не только автомобили, но и грузовик и мотоциклы. По сути это – выживание в экстремальных условиях, а не просто гонка. Ведь пилоты 2 недели проводят на жаре, в лишениях, а ещё раньше частым явлением были подрывы на минах, попадание под перестрелки и похищения с целью выкупа. Сегодня обходится без такого экстрима, хотя из-за песчаных бурь и сегодня не обходится без жертв.

В классе грузовиков на протяжении 20 лет наши соотечественники являются одними из главных фаворитов соревнований. Тройка самых титулованных спортсменов в этой дисциплине выглядит следующим образом:

  • Владимир Чагин (Россия) – 7;
  • Карел Лопрайс (Чехия) – 6;
  • Эдуард Николаев (Россия) – 3.

Команда КАМАЗ смогла завоевать всего 15 кубков конструкторов.

В 1977 году мотогонщик из Франции Тьерри Сабин заблудился в бескрайней пустыне в ходе гонки Абиджан – Ницца. Он чудом выжил, а нашли его только через 3 дня бедуины. Именно этот случай и повлиял на создание Сабином марафона «Дакар». Сам организатор погиб в 1986 году, когда его вертолёт попал в песчаную бурю в Мали.

SonicTraceClub › Блог › Истории мировых гоночных серий. Dakar.

Ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон «Дакар», основанный французом Тьерри Сабином, проводится с 1978 года. «Дакар» по праву считается самой экстремальной гонкой планеты. Это скорее гонка на выживание, чем традиционное ралли – местность, которую проходят участники намного сложнее, а используемые автомобили — настоящие внедорожники, а не модифицированные седаны, используемые в ралли. Большинство конкурентных участков («этапы» или «спецучастки») проходят по дюнам, грязи, скалам. Дистанция покрытая участниками за день может варьироваться от нескольких километров до нескольких сотен километров.

В гонках «Дакар» принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители, число которых достигает 80 %. В отличие от классических ралли, которые проходят в несколько этапов в разных странах на протяжении года, а победитель определяется по общей сумме очков, на «Дакаре» соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от самого старта до финиша. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.

Как правило, ралли финишировало в столице Сенегала — Дакаре. Вот уже второй год знаменитое ралли проходит совсем не в Африке, в вдалеке от Дакара, и тем более Парижа. После срыва ралли в 2008 году из-за угрозы терроризма, в следующем году гонки были перенесены в Южную Америку, на территорию Чили и Аргентины. Теперь от прежнего ралли осталось только название, теперь вместо жарких песков Сахары спецучастки ралли проходят в высокогорье Анд.

Читать еще:  Регламентное обслуживание шевроле каптива. весь регламент работ при то1, то2, то3, то4, то5, то6, то7 и то8

История ралли «Париж — Дакар».

Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала – авторалли «Париж-Дакар» — стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан-Ницца». Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Спасенный Тьерри Сабин вернулся во Францию глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Он пообещал себе, что разделит это путешествие с максимальным количеством людей. Тьерри Сабин составил сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку, путь начинался в Париже, а заканчивался у бывшей резиденции французского генерал-губернатора на западе черного континента, т.е. по плану Сабина из Европы маршрут шел в Алжир и далее, в конечном счете, приводил участников в Дакар. Его замысел быстро воплотился в жизнь.

В первый раз на старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках, всего 182 участника. Испытания начались 4-километровым прологом около военного лагеря в окрестностях Орлеана. Общая протяженность маршрута составила 8500 километров, из которых 3169 километров пришлись на 8 спецучастков. Больше всего километров участникам пришлось преодолеть во второй день – 2370 километров из Алжира в Таманрассет, но, а самый протяженный спецучасток – 834 километра был на пути из Таманрассета в Агадес. 8 января 1979 года в Гоа был единственный день отдыха.

Испытание для всех было очень серьезным! Дело в том, что в те времена ассистента практически ни у кого не было, а если и была техническая поддержка, то запчастей у них было минимальное количество. Гонщики участвовали практически без специального обмундирования, на сегодняшний день можно сказать, что в те дни подготовка к гонкам, а так же оборудование было примитивным. Тем не менее, до Дакара 14 января добралось треть стартовавших участников – 74 участника.

Маршрут гонки не раз менялся. До 1988 года включительно участники шли по маршруту Франция (Париж) – Алжир – Сенегал (Дакар). В 1988 году в гонке приняли участие 603 команды, и этот рекорд держался до 2005 года. В 1989 году по политическим причинам гонка пошла в обход Алжира через Ливию и Тунис. В 1990 обошлись без Туниса – участники переправлялись из Франции сразу в Триполи. В 1991 был повторен маршрут предыдущего года.

В 1992 гонка впервые с момента ее создания прошла через всю Африку с севера на юг и финишировала не в Дакаре, а в южноафриканском Кейптауне. В 1994 гонка впервые была сделана закольцованной: Париж — Дакар — Париж. В 1995 старт ралли впервые был дан не из Парижа, а из испанской Гренады. В 1996 повторили тот же вариант.

В 1997 году участники ралли сконцентрировались на африканском континенте. Гонка прошла по кольцевому маршруту из сенегальского Дакара в Нигер и обратно.

В 2000 был один из самых «приключенческих» (в негативном смысле этого слова) «Дакаров». Гонка проходила с запада на восток Африки по маршруту Дакар — Каир. Но по прибытии в Нигер поступили угрозы теракта в отношении участников ралли. Сначала было решено устроить незапланированный 5-дневный перерыв, а потом организаторы гонки приняли решение не рисковать, и в итоге практически через весь Нигер всех участников гонки и их транспортные средства перевезли самолетом – для этого был использован гигантский Ан-124. Эффектный финиш ралли-рейда был устроен у подножия великих египетских пирамид. Ралли 2000 года стала второй гонкой в истории «Дакара» с финишем не в самом Дакаре.

Ралли «Париж — Дакар» знает и немало трагических случаев гибели гонщиков: На «Дакаре-1982» Марк Тэтчер, сын премьер министра Англии Маргарет Тэтчер, пропал без вести на 6 дней вместе со своим штурманом Шарлот Верни и механиком. В ходе масштабной поисковой операции их белый Пежо 504 был замечен с алжирского военного самолета 50 км в стороне от маршрута ралли. Тэтчер, Верни и механик не пострадали. Ралли-рейд «Дакар-1986» вошла в историю тем, что 14 января в вертолетной катастрофе погибли основатель «Дакара» Тьери Сабин и с ним еще четыре человека, В целом же за всю историю пустынного марафона погибли уже 50 человек, в том числе 24 спортсмена.

Однако, несмотря на опасности, каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в «Париж-Дакаре», по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придётся преодолеть на пути к финишу. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости.

«Дакар» открыт практически для любых желающих, даже не спортсменов, а просто любителей, ищущих приключений. И тут как говорится, кто на что горазд. Бывают чудаки, которые, как и раньше, едут на абсолютно серийных автомобилях, лишь оборудованными необходимым минимумом с точки зрения безопасности – каркас, сиденья с ремнями безопасности, система пожаротушения, вот собственно и все. Но те же, кто хотят приблизиться к лидерам, по крайней мере, в техническом плане, ищут технику посерьезней.


Хэмилтон показал лучшее время, Квят попал в топ-5. Как прошел первый день зимних тестов «Формулы-1»

«Матч ТВ» и Sportbox.ru вели онлайн первого дня зимних тестов «Формулы-1» в Барселоне. В этом материале (читать снизу вверх) — самая интересная и актуальная информация с каталонской трассы.

  • Результаты
  • Перед стартом тестов «Феррари» экстренно заменила Себастьяна Феттеля на Шарля Леклера
  • Презентация «Альфа Ромео»
  • Даниэль Риккьярдо посвятил шлем Коби Брайанту
  • Льюис Хэмилтон показал лучшее время на «Мерседесе»
  • Даниил Квят стал пятым в первый день тестов

20:00 Первый день зимних тестов завершен. «Мерседесам» пока нет равных, но результаты очень близки у всех. 14 из 15-ти пилотов уложились в полторы секунды. В четверг работа на трассе продолжится, а вместе с ней и наш онлайн. До встречи!

1. Льюис Хэмилтон («Мерседес») — 1.16,976

2. Вальттери Боттас («Мерседес») — 1.17,317

3. Серхио Перес («Рэйсинг Пойнт») — 1.17,357

4. Макс Ферстаппен («Ред Булл») — 1.17,516

5. Даниил Квят («Альфа Таури») — 1.17,698

6. Карлос Сайнс («Макларен») — 1.17,842

7. Даниэль Риккьярдо («Рено») — 1.17,873

8. Эстебан Окон («Рено») — 1.18,004

9. Джордж Расселл («Уильямс») — 1.18,168

10. Лэнс Стролл («Рэйсинг Пойнт») — 1.18,282

11. Шарль Леклер («Феррари») — 1.18,289

12. Николас Латифи («Уильямс») — 1.18,382

13. Роберт Кубица («Альфа Ромео») — 1.18,386

14. Кевин Магнуссен («Хаас») — 1.18,466

15. Антонио Джовинацци («Альфа Ромео») — 1.20,096

19:45 За 15 минут до конца сессии Ферстаппен проехал больше всех — 161 круг. Меньше всего кругов у Риккьярдо — 46.

19:33 Риккьярдо сумел опередить Окона, показав время 1.17,873. Пилоты «Рено» расположены на 7-м и 8-м местах соответственно.

19:25 Отдельно отметим сегодняшнее рукопожатие между Оконом и Ферстаппеном перед началом тестов. А ведь многие ждали развития их конфликта после Гран-при Бразилии 2019 года.

19:10 Команды проехали больше тысячи кругов. Никаких поломок и происшествий.

19:00 Один час до конца первого дня зимних тестов.

18:55 Ферстаппен улучшает и возвращается в четверку, отодвигая Квята на пятое место — 1.17,516.

18:40 Хэмилтон снял две тысячных со своего времени — 1.16,976.

18:25 «Феррари» и «Мерседес» будто поменялись ролями по сравнению с тестами-2019: немцы лидируют, а итальянцы даже не предпринимают попыток показать быстрый круг. Только нет никакой уверенности, что в чемпионате тоже все будет наоборот…

18:20 «Уильямс» на данный момент накатал уже больше кругов, чем за всю первую неделю прошлогодних тестов.

18:12 Квят показывает время 1.17,698 и врывается в четверку лучших, вытесняя из нее Макса.

18:00 Хэмилтон первым вышел из минуты и 17 секунд — 1.16,978. Чемпион в полном порядке.

17:50 Феттель приболел, но дело его живет. Несколько раз сегодня Ферстаппена развернуло.

17:30 А что там Риккьярдо в фиолетовом шлеме? Пока предпоследний — 1.19,024.

17:23 На первых трех местах «Мерседесы»: два новых и один прошлогодний.

17:22 А вот и смена лидера. Хэмилтон проехал круг за 1.17,293 и опередил Боттаса на две сотых секунды.

17:15 Время Стролла — 1.19,051, он впереди Латифи и Джовинацци.

17:10 Квят опередил Леклера, но не дотянулся до Расселла — 1.18,219. На восьмой строчке россиянин.

16:55 Льюис ускорился и уже вошел в топ-3 — 1.17,682.

16:45 Единственный дебютант сезона Николас Латифи показал время 1.19,894. «Уильямс» выше «Альфа Ромео».

16:32 Джовинацци выдал несколько быстрых кругов подряд, лучший результат Антонио — 1.20,096.

16:24 А Хэмилтон уже почти догнал Квята — 1.18,687.

16:20 Даниэль Риккьярдо на этих тестах выступает в специальном шлеме, посвященном Коби Брайанту.

16:15 Льюис выехал на трассу. Первое время чемпиона — 1.21,369.

16:05 Самый серьезный инцидент утренней сессии — небольшой вылет Магнуссена.

16:00 Возвращаемся на трассу. У нас 5 новичков: Хэмилтон, Риккьярдо, Стролл, Джовинацци и Латифи.

15:05 После обеда смена пилотов произойдет в «Мерседесе», «Рено», «Рэйсинг Пойнт», «Альфа Ромео» и «Уильямсе».

15:00 Перерыв до 16:00 по московскому времени. Результаты утренней сессии:

1. Вальттери Боттас («Мерседес») — 1.17,317

2. Серхио Перес («Рэйсинг Пойнт») — 1.17,357

3. Макс Ферстаппен («Ред Булл») — 1.17,787

4. Карлос Сайнс («Макларен») — 1.18,001

5. Эстебан Окон («Рено») — 1.18,004

6. Джордж Расселл («Уильямс») — 1.18,168

7. Шарль Леклер («Феррари») — 1.18,289

8. Роберт Кубица («Альфа Ромео») — 1.18,386

9. Кевин Магнуссен («Хаас») — 1.18,466

10. Даниил Квят («Альфа Таури») — 1.18,484

14:55 Еще быстрее Даниил — 1.18,484. Две сотки до идущего 9-м Магнуссена. От лидирующего Боттаса отставание — 1,1 секунды.

14:50 Квят успел улучшить время до перерыва (1.18,859), но остался 10-м.

14:42 Расселл проехал круг за 1.18,168 и опередил Леклера.

14:30 Полчаса до обеденного перерыва.

14:23 Макс Ферстаппен намотал уже 70 кругов — больше всех. В протоколе он идет третьим за Боттасом и Пересом.

14:10 Все отмечают, что новая машина «Рэйсинг Пойнт» является копией прошлогоднего «Мерседеса». И пока «розовая стрела» отстает от «серебряной» всего на 6 сотых секунды.

13:50 Кстати, лучшее время в прошлогодней квалификации на каталонской трассе тоже принадлежит Боттасу, и до него осталось меньше двух секунд — 1.15,406. Учитывая тестовый характер заездов и довольно прохладную температуру воздуха и трека, результаты новых машин впечатляют.

13:48 Боттас быстрее всех прошел второй и третий секторы, что позволило ему вернуться на первую строчку — 1.17,317.

13:43 Новые машины в движении и со звуком моторов

13:30 Результаты после двух часов

13:10 Отметим и повышенную надежность. В прошлом году к этому времени «Альфа Ромео» вылетала в гравий, а «Хаас» заглох прямо на трассе.

13:00 Кстати, прошлогодний лучший результат первого дня тестов уже побит. Тогда Феттель показал время 1.18,161.

12:55 Перес вернул лидерство — 1.17,375. Расселл, наконец, показал время и стал седьмым. Замыкает десятку Квят.

12:40 И тут же финн взлетает на самый верх, выйдя из минуты и 18 секунд — 1.17,833.

12:33 Перес на «Рэйсинг Пойнт» вырвался на первое место — 1.18,037. А последним идет… Боттас со временем 1.20,631. «Мерседес», второй год подряд на это никто не поведется.

12:20 Кажется, Даниил разобрался, как переключать передачи на новой машине — 1.20,376. Седьмая строчка.

12:07 Без зачетного времени пока остается только Джордж Расселл на «Уильямсе», который выехал на трассу раньше всех. Или он еще просто не закончил круг? Хм…

12:00 Квят улучшил — 1.50,303. Отставание от «Макларена» всего 32 секунды!

Читать еще:  Сузуки гранд витара уровень масла в двигателе

11:46 Сайнс продолжает возглавлять протокол — 1.18,423 на шинах С3. А первое время Квята — 1.53,115…

11:40 Полностью черный болид отлично смотрится. Кому вообще нужен этот желтый?

11:37 Парад пилотов перед стартом тестов.

11:34 А вот и Даниил Квят на своей новенькой «Альфа Таури» выезжает на трассу.

11:32 В «Рено» подтвердили, что желтый цвет вернется на болид после тестов. Кто бы сомневался.

11:25 Карлос Сайнс на «Макларене» обновляет лучшее время дня — 1.19,873.

11:20 А вот и первые фотографии «Рено». Машина полностью черная. Но не факт, что она останется такой и в сезоне.

11:10 Быстрые круги пока нарезает только Вальттери Боттас на «Мерседесе». Лучшее время на данный момент — 1.22,076.

11:03 Британское сражение на выезде из боксов. «Уильямс» впереди «Макларена».

11:00 Зеленые огни на автодроме — тесты начались. И прямо перед их стартом в «Феррари» произошла замена гонщика — в среду за руль сядет Шарль Леклер вместо Себастьяна Феттеля, который плохо себя чувствует.

10:55 Доброе гоночное утро! Новый сезон «Ф-1» открывается традиционными зимними тестами на трассе в Каталонии. Теперь они состоят из двух сессий по три дня. Сегодня мы увидим все 10 машин и узнаем предварительный расклад сил в пелотоне.

Перед заездами состоялись презентации машины «Хааса» и ливреи «Альфа Ромео».

График работы на 19 февраля:

«Мерседес»: Боттас (до обеда) / Хэмилтон (после обеда)

«Ред Булл»: Ферстаппен

«Рено»: Окон (до обеда) / Риккьярдо (после обеда)

«Альфа Таури»: Квят

«Рэйсинг Пойнт»: Перес (до обеда) / Стролл (после обеда)

«Альфа Ромео»: Кубица (до обеда) / Джовинацци (после обеда)

«Уильямс»: Расселл (до обеда) / Латифи (после обеда)

10 фактов о ралли «Дакар»: как выживать в условиях самой трудной гонки в истории

МОТОГОНКИ.РУ, 6 января 2019 — Вот несколько интересных фактов, которые дают ответ на этот сложный — во всех смыслах — вопрос.

1. Краткий курс истории ралли

Дакар-2019 будет 11-м в Южной Америке. Но так было не всегда: до 2009 года гонка проводилась исключительно по Северо-западу Африки и Европе, где брала старт. История рождения ралли-марафона такова: в 1976 году французский мотогонщик Тьерри Сабин принимал участие в ралли Абиджан-Ницца и заблудился в пустыне Тенери; его потеряли. Сабину пришлось самостоятельно выбираться из песчаных дюн, и тогда ему в голову пришла идея, что можно организовать такую гонку — битву с песками пустыни. В 1977 году он провел первое ралли «Дакар», получившее свое название от столицы Сенегала — цели приключения. 182 участника вышли на старт в Париже, но лишь 74 из них увидели Розовое озеро в Дакаре через две недели.

2. История побед KTM берет начало еще в Африке

Первую победу в «Париж-Дакар» пилот KTM Фабрицио Меони одержал в 2001 на KTM LC4 660R. С тех пор, в категории BIKE тренд был задан — исключительно оранжевый: доминирование KTM оказалось настолько существенным, что после переезда ралли в Америку, в 2010 году A.S.O. решила изменить технический регламент, чтобы поддержать малочисленных японских производителей мотоциклов. KTM выставлял на «Дакар» среднекубатурные эндуро 660-690 куб.см. — легкие, быстрые и мощные, идеальную комбинацию для пустынных гонок; у японцев в этом сегменте не было конкурентоспособных байков — это были либо 450-кубовые мото для мотокросса, либо на тяжелые дорожно-туристические эндуро. Когда регламент сменился, завод KTM оказался на грани ухода из «Дакара», пришлось срочно разрабатывать новый раллийный прототип. И что же? В 2011 году Марк Кома выиграл гонку и торжественно пересек линию финиша в Буэнос-Айресе на новеньком KTM 450 Rally. К уровню KTM японские заводы подтянулись только спустя 3-4 года.

3. Непробиваемые покрышки

У KTM контракт с гоночным подразделением Michelin, которое поставляет заводскому проекту покрышки и муссы на весь сезон чемпионата мира по ралли и на «Дакар». Пробой покрышки на жестком off-road происходит постоянно, так что только мусс может спасти положение.

Гоночный мусс — это по сути пена, которая по амортизирующим свойствам близка к хорошо накаченной камере внутри покрышки внедорожного мотоцикла, но мусс не вытекает при пробое.

4. Топливо и ограничения

В отличие от многих видов мотоспорта, в ралли нет единого поставщика топлива. Но зато есть ограничение: заправляться можно только в местах, обозначенных организатором в роадбуке. Дистанция между пунктами заправки не менее 250 км, сама заправка в этих пунктах — бесплатна для всех участников гонки. За заправку в иных местах последует достаточно большой временной штраф. Конечно, если гонщик заблудился и серьезно отстанет от графика, можно заправиться где угодно и чем угодно — лишь бы добрался до бивуака.

Но заводские команды используют высокооктановый бензин (не ниже 98), поскольку форсированные заводские двигатели имеют высокую степень сжатия. Получение топлива из иных источников, кроме как на проверенных заправках — большой риск.

С этим связан интересный инцидент, в результате которого пилоты KTM получили абсолютное преимущество над Honda в 2017 году. Вся команда HRC получила пенализацию за слишком вольную трактовку регламента ралли: произвела заправку в зоне нейтрализации, но вне обозначенного пункта. Техничка привезла своим пилотам проверенный бензин, но забыла, что заправляться нужно только в указанном месте — и это решило исход гонки: Сэм Сандерленд из KTM Factory Racing выиграл ралли Дакар-2017, несмотря на значительное преимущество в скорости и стабильности Хуана Барреды и Пауло Гонсалвеша из Team HRC.

5. Если что-то идет не так

Обычно, в арсенале гонщика есть весь необходимый инструмент для ремонта и обслуживания мотоцикла в полевых условиях. Конечно, если проблема с двигателем. Однако, у каждого есть набор запасных тормозных колодок, свечей зажигания, запасные рычаги тормоза и сцепления, запасной инжектор в сборе (его можно заменить в течение 15-20 минут без посторонней помощи), а также набор инструментов и материалов для ремонта электрики, топливного бака и шлангов.

Одной из наиболее частых проблем в условиях кросс-кантри ралли является затопление мотоцикла при неудачном пересечении водных преград. Это может повредить оборудование для навигации и связи, но также иногда приводит к поломке двигателя. Гидроудар возможен только в случае, если мотоцикл «наглотается» — то есть заглохнет под водой, и она натечет внутрь агрегата через выпускную систему. Но и это не проблема, если не пытаться запустить «утопленника» со стартера. Если вода попадает внутрь двигателя, достаточно удалить ее сначала из выхлопной системы, затем, выкрутить свечи с покрутить стартером, чтобы через свечные каналы воду вытолкало из мотора. Но если вода успела попасть в КПП и сцепление, то головной боли у гонщика прибавится.

Конструкция KTM 450 Rally позволяет производить серьезный ремонт в полевых условиях. Есть множество прецедентов, когда гонщики менялись между собой не только отдельными деталями мотоциклов, но целыми узлами, чтобы продолжить гонку. Обычно, в этом случае происходил обмен между напарниками одной заводской пары — «водонос» жертвовал лидеру группы колеса, элементы шасси и так далее, обрекая себя на технический сход (приходится вызывать эвакуатор). Но только однажды это решило исход гонки: на Дакаре-2010 Марк Кома был фактически дисквалифицирован за обмен поврежденной вилкой и передним колесом со своим «водоносом». — к тому моменту, организатор уже внес соответствующие поправки в регламент, чтобы обеспечить равноправие между большими заводскими командами и частниками. Лидера гонки и его напарника застукали, благодаря данным со спутниковой системы Iritrack.

6. Борьба с усталостью

Ралли Дакар является очень крутым испытанием для человека. В 2019 году предстоит 10 дней гонки по пустыне со стартом ранним утром и финишем (если все идет по плану) не раньше 15:00-16:00 по местному времени, но затем — перегон на бивуак, который может располагаться в сотне километров от спец.участка. У гонщика есть в среднем 6 часов на сон, потому что после приезда на бивуак требуется пройти контроль, поработать с мотоциклом, изучить роадбук, возможно, встретиться с организаторами, если у них появятся вопросы и так далее. Спать — не позднее 22:00, если все идет по плану, чтобы проснуться на рассвете, скажем, в 4:00.

Для гонщиков категории Original by Motul, которая раньше называлась проще — Malle, то есть «чемодан», — самые жесткие условия: они не могут пользоваться услугами механиков, да и вообще ничьей помощью. Так что каждый день после финиша и приезда на бивуак им предстоит самостоятельно работать со своим байком. В их распоряжении есть только ящик с инструментом. Все остальное — запасные покрышки, запчасти, еда, вода, сменная одежда и что-то, что поместилось в этот самый «чемодан», — они возят с собой с самого старта до самого финиша гонки. Рассчитать силы на всю гонку — это можно только с опытом.

7. Как питаются участники «Дакара»

Просто приехать на «Дакар» и пройти это испытание — для себя, чтобы хотя бы финишировать — можно. И то будет непросто! Но заводские пилоты едут ради победы и высоких достижений. Поэтому весь сезон они готовятся не только физически, но и психологически, а также тренируются правильно питаться и распределять силы. Тренировочный процесс планируется, чтобы гонщик подошел к январю в максимальной физической форме. Если пилот получает травму в декабре или заболеет, скорее всего, пропустит «Дакар» — не успеет восстановиться. А выходить на старт в «Дакаре» нужно со 100%, 90% будет уже недостаточно.

Питание организовано таким образом, чтобы получить максимальный запас калорий при первом приеме пищи. В пути используется кэмелбэк с водой, в которую добавляются различные витаминизированные и минерализированные добавки. Остановки на перекус нежелательны, но возможны, например, на пунктах дозаправки или в зонах нейтрализации времени между спец.участками, когда таймер отключается. Питание на бивуаке организовано с учетом особенностей гонки. Далеко не все финишируют «вовремя», поэтому кейтеринг открыт до позднего вечера.

8. Привести себя в порядок

Многие часы езды на мотоцикле, тем более, если речь идет о гонке по пустыне — это напряжение, пот, песок, пыль, грязь, и все что угодно. Личная гигиена в ралли-марафоне — выбор каждого, поскольку падать от усталости и засыпать иногда приходится, «не вылезая из панциря». На бивуаке есть мобильные души, и добраться до них — счастье, если остается свободная минутка. Главная задача любого участника «Дакара» — это контроль за расходом воды. Обезвоживание является самой частой причиной сходов и госпитализации. В то же время, принять ванну или попить из непроверенного источника — риск подхватить инфекцию. Поэтому пользоваться водой, которая есть при себе, нужно с крайней бережливостью — она только для питья.

9. Зачем гонщику фаер

Экстренные ситуации случаются. Каждый год «Дакар» отнимает, как минимум, одну жизнь. Десятки спортсменов-профессионалов и любителей покидают гонку на медицинском вертолете. Другие, теряются в пустыне. В обязательный набор предметов каждого участника входит фальшфейер или фаер, пиротехническое средство, которое видно издалека. Случается, что выходит из строя все электронное оборудование мотоцикла, спутниковый телефон вдруг «не алле». Найти потерявшийся в пустые байк — искать иголку в стогу сена. Но найти надо! Фаер будет последним сигналом, который может подать гонщик-потеряшка, когда остальные способы испробованы и не принесли результата.

10. Финишировать никогда не поздно

Хотя существуют официальные рамки и лимиты на «нормальный финиш», офис организатора не спит «до последнего клиента». Финиш последнего участника может произойти далеко за полночь или уже под утро, но его будут ждать и искать. Есть хорошая мотивация добраться до финиша: если приедешь своим ходом, есть шанс продолжить гонку!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector