11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип и схема работы, а также обслуживание автомобильного кондиционера

Устройство и принцип работы автомобильного кондиционера

Автомобильный кондиционер можно встретить практически в любой машине, в том числе и в бюджетных моделях. Многие автомобилисты даже не рассматривают варианты приобретения транспортных средств, не оборудованных климатической установкой. А в некоторых странах Европы эксплуатация автомобиля без данного оборудования и вовсе запрещена. В статье подробно рассмотрим, как он работает и из каких элементов состоит.

Назначение и функции

Автомобильный кондиционер предназначен для охлаждения воздуха в жаркое время года. Главная задача устройства – создать комфортный микроклимат в салоне транспортного средства и сделать поездку комфортной для водителя. Также кондиционер очищает и осушает воздух, поступающий внутрь машины, обеспечивает его циркуляцию.

Кондиционер в автомобиле обеспечит комфортную поездку даже в самые жаркие дни

Использование кондиционера позволяет очистить воздух от пыли и вредных веществ. Устройство обеспечивает антибактериальный эффект и защиту от неприятных запахов.

Устройство и основные элементы

Конструкция устройства считается самой сложной из всех элементов системы HVAC. Кондиционер в современном автомобиле состоит из:

  • компрессора;
  • конденсера (конденсатора);
  • магистралей высокого и низкого давления;
  • ресивера с осушителем;
  • испарителя;
  • расширительного клапана (дросселя);
  • элементов электрооборудования (датчиков).

Система полностью герметична и закольцована магистралями. Работу кондиционера обеспечивает специальный газ — хладагент, поглощающий влагу и отдающий тепло.

Схема устройства и основных элементов системы кондиционирования

Компрессор

Давление, создаваемое компрессором, обеспечивает передвижение хладагента далее по системе кондиционирования. Разделяя всю систему на контуры высокого и низкого давления, он приводится в действие от коленчатого вала посредством ременной передачи. Дополнительно конструкция оснащается механизмом отключения, в качестве которого чаще всего применяется электромагнитная муфта.

Конденсер

Главная задача элемента – охлаждение хладагента. Конденсатор, устанавливаемый перед радиатором системы охлаждения, состоит из изогнутых трубок. Между собой их соединяют перегородки, увеличивая площадь охлаждения и обеспечивая более высокую теплоотдачу. Газ в конденсаторе охлаждается потоками воздуха во время движения автомобиля. Также охлаждение может происходить и принудительно – с помощью вентилятора.

Магистрали

Делятся на два типа: высокого и низкого давления. Первые рассчитаны на повышенное температурное воздействие: в нагретом виде температура хладагента может достигать 110 градусов. Также магистрали устойчивы к повышенным нагрузкам и способны выдерживать давление до 1500 кПа, создаваемое при нагнетании хладагента.

В магистрали низкого давления газ попадает после прохождения через испаритель. К этому моменту давление хладагента уже близко к атмосферному, поэтому в качестве магистралей низкого давления применяются обычные трубки.

Осушитель

Емкость со специальным наполнителем, способным удерживать влагу, применяется для устранения влаги, попавшей в систему. Без осушителя капли воды, образующиеся в результате перепада температур, стали бы кристаллизироваться. Маленькие кусочки льда способны повредить систему, в первую очередь – компрессор.

Расширительный клапан

Элемент обеспечивает контроль давления. Также в этом узле начинается процесс испарения хладагента.

Испаритель

Испаритель – второй радиатор системы кондиционирования, размещаемый под приборной панелью в салоне автомобиля (в модуле HVAC). Данный элемент испаряет хладагент, забирая тепло из окружающей среды. Также на нем устанавливается датчик температуры, регулирующий работу компрессора и препятствующий обледенению испарителя.

На поверхности радиатора появляется конденсат. Чтобы влага не попала на другие элементы, испаритель оснащен дренажной системой, выводящей конденсат наружу. Принудительную подачу охлажденного воздуха в салон автомобиля обеспечивает электровентилятор, установленный на испаритель.

Электрооборудование

Электрооборудование системы кондиционирования выполняет несколько функций:

  • сохранение заданной температуры;
  • принудительная подача воздуха;
  • управление всей системой.

За поддержание работы кондиционера отвечает электронный блок управления, который принимает и анализирует сигналы со следующих сенсоров:

  • датчики высокого и низкого давления;
  • датчик температуры испарителя;
  • датчик забортной температуры;
  • датчик положения дроссельной заслонки;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости.

Полученные данные поступают в блок управления, который, в свою очередь, управляет работой муфты компрессора.

Принцип работы

Работа системы кондиционирования происходит по замкнутому кругу. Рассмотрим работу поэтапно.

  1. Сжатие. Газообразный хладагент нагнетается компрессором в контур высокого давления. При этом он находится в газообразном состоянии. Температура хладагента составляет около 65°C, а давление доходит до 1,4 МПа. Далее вещество проходит по магистрали высокого давления и попадает в конденсатор.
  2. Конденсация. Здесь хладагент превращается в жидкость, которая все еще находится под давлением около 1,4 МПа и при температуре примерно 55°C. Следующий на пути хладагента – осушитель, удаляющий воду и мелкие примеси.
  3. Расширение. Далее хладагент попадает в расширительный клапан, представляющий собой дроссель (узкое место). Происходит распыление вещества, сопровождающееся снижением давления от 1,4 МПа до 0,12 МПа, что приводит к началу перехода в газообразное состояние. Процесс сопровождается понижением температуры приблизительно до -2°C.
  4. Испарение. Хладагент поступает в испаритель и начинает испаряться, забирая тепло из окружающей среды. В это же время вода, образовавшаяся при испарении, выводится по дроссельному каналу за пределы автомобиля. В салон поступает охлажденный воздух. Далее газообразный хладагент проходит по магистрали низкого давления и вновь попадает в компрессор. Давление при этом примерно 0,12 МПа, а температура — 5°C. С этого момента весь описанный цикл повторяется снова.

Схема работы кондиционера

Что такое хладагент?

Хладагент – это вещество, которое может легко переходить из одного агрегатного состояния в другое. Циркулируя по контуру системы, обеспечивает исправную работу кондиционера.

Некоторое время назад в кондиционерах применялся хлорсодержащий фреон R12. Однако данное вещество оказывало негативное влияние на озоновый атмосферный слой. Поэтому во всех автомобилях, выпущенных после 1993 года, стал применяться фторсодержащий R134a. Вещества этих двух типов являются несовместимыми.

Также существует новое поколение — R1234yf. Это наиболее экологически безопасный хладагент, который, однако, является воспламеняющимся веществом. До 2017 года автомобильные кондиционеры крайне редко адаптировались под новый хладагент. Однако сегодня многие страны начали постепенно переходить именно на R1234yf .

R134a является наиболее распространенным хладагентом в современных автомобилях

Когда необходима заправка?

Хладагент имеет свойство постепенно улетучиваться, поэтому периодически кондиционер необходимо заправлять. Новым автомобилям заправка требуется в среднем один раз в 2-3 года. Транспортные средства старше 5-6 лет заправляют ежегодно (или один раз в два года).

В случае выхода из строя системы кондиционирования необходимо сначала обеспечить ее исправность и герметичность и только после этого заправлять газ.

Заправку кондиционера хладагентом рекомендуется доверить специалистам автосервиса, имеющим необходимое оборудование для успешного выполнения работ.

Масло для кондиционера

Кроме заправки хладагента, в систему кондиционирования необходимо периодически заливать масло, необходимое для исправной работы компрессора. Выбор вещества напрямую зависит от используемого хладагента. С R12, применяемом в автомобилях, выпущенных до 1994 года, используется минеральное масло Suniso 5G.

В автомобили, работающие на R-134а, заправляются только синтетические масла PAG 46, PAG 100, PAG 150.

В 1994 году также выпускали машины с компрессорами, допускающими использование как R-12, так и R-134a. Но даже если автомобиль сошел с конвейера в данный переходный период, недопустимо смешивать синтетические и минеральные масла. Такая смесь может быстро вывести из строя всю систему.

Можно ли включать зимой?

Среди автомобилистов принято использовать кондиционер только в жаркую погоду, характерную для конца весны, всего лета, а иногда и начала осени. Зимой система не используется. Однако такие длительные перерывы вредны для устройства.

Всю систему кондиционирования в автомобиле равномерно покрывает масляная пленка. Если кондиционер не использовать в течение длительного времени, масло скопится в одной из частей контура. Это значит, что при запуске системы многие детали будут работать практически на сухую, подвергаясь повышенному износу.

Также после длительного перерыва могут высохнуть и потрескаться резиновые трубки и уплотнители, в результате чего герметичность будет нарушена.

Чтобы исключить описанные выше неблагоприятные последствия, рекомендуется не допускать простоя системы дольше двух недель.

Зимой кондиционер также нужно включать, но при соблюдении нескольких условий.

  • Температура воздуха на улице должны быть выше -5 градусов.
  • Запускать систему можно только после того, как прогрелась печка (чтобы из испарителя удалилась вся влага).
  • Предварительно включить режим рециркуляции, чтобы воздух, поступающий в систему, мог быстрее прогреться.

Чтобы кондиционер работал исправно, не рекомендуется допускать простоя системы более двух недель

Автомобильный кондиционер – важный элемент комфорта водителя и пассажиров. Благодаря ему даже в самые жаркие дни в вашем автомобиле будет создаваться прохлада, а поездка станет приятной.

Обслуживание автомобильного кондиционера

Статья о том, как правильно обслуживать автомобильный кондиционер. Обнаружение неисправностей устройства и их устранение. В конце статьи — видео о том, как заправить автокондиционер своими руками.

Зимой от кондиционера тоже польза – благодаря ему в салоне не запотевают стекла. Однако, как и любое другое устройство, он нуждается в грамотном обслуживании, чтобы пользоваться им можно было максимально долго.

Устройство кондиционера и принцип работы

Принцип работы автомобильного кондиционера напоминает таковой обычного холодильника, но устройство у него несколько иное, и от холодильника существенно отличается.

Роль хладагента в кондиционере выполняет фреон. На сегодня самая распространенная его формула – R-134a. Система кондиционера герметична. В ней содержится масло, перемешанное с жидким фреоном.

Эта система довольно сложна по своему устройству и состоит из следующих узлов:

  • ресивер-осушитель;
  • терморегулирующий вентиль;
  • конденсатор;
  • испаритель;
  • компрессор;
  • вентилятор.

Все эти составляющие элементы имеют между собой соединительные коммуникации в виде трубок.

Стабильное давление в системе – условие ее качественной работы. Контроль давления осуществляется электронным блоком управления, в который входят специальные датчики.

Читать еще:  Маркировка фар под лампы (ксенон, галоген). как отличить где какая? все расшифровки

Опытные автовладельцы знают, что самой распространенной причиной ремонта автокондиционеров является утечка фреона. Он имеет свойство довольно быстро проникать наружу через щели и даже микротрещины, которые могут возникать в трубах, уплотнителях и радиаторе. Поэтому владельцу автомашины нужно проверять давление в системе не реже одного раза в год.

Признаки возможных неисправностей и их устранение

Если вы вдруг обнаружили плохую вентиляцию воздуха в салоне машины, или заметили, что температура в результате работы кондиционера снижается слишком медленно, и, плюс ко всему, еще и появились неприятные запахи – значит, пора бить тревогу. Если вовремя не заметить всего этого, то в дальнейшем работа с кондиционером может обойтись вам весьма дорого.

Начнем с вентиляции. Плохая вентиляция может возникнуть в результате забившегося салонного фильтра — его желательно менять через каждые 15000 км. Кроме того, недостаточную вентиляцию может вызвать слабое натяжение ремня компрессора. При обнаружении этой неисправности ремень необходимо заменить.

Неприятный запах в кабине автомобиля может появиться в том случае, если в системе охлаждения застоялся воздух, и по этой причине в нем появились плесень, бактерии и другие микроорганизмы.

Чтобы этого не случилось, используйте антибактериальные средства (купить их можно в любом автомагазине), а также регулярно запускайте систему и таким образом проветривайте ее.

Промывка кондиционера

Промываем кондиционер специальным химическим препаратом, который необходимо ввести через воздухозаборник. Таким способом можно промыть все внешние и внутренние детали системы.

Этими же химическими средствами проводится дезинфекция всех доступных поверхностей системы. Если такую профилактику проводить регулярно и вовремя, неприятных запахов не будет.

Диагностика утечки

Важно: не забывайте, что ревизия кондиционера обязательно должна предполагать диагностику возможной утечки.

Самые уязвимые места системы – это шланги, трубки и места их соединения. Именно там могут появиться трещины. Утечку обнаруживаем с помощью специального индикатора, который заранее добавляем в состав. При этом необходимо знать, что разгерметизация системы обязательно потребует последующую замену ресивера-сушителя.

Уход за компрессором

Больше всего материальных затрат потребует выведенный из строя компрессор — его поломка может обойтись в 50 и более тысяч рублей. Обнаружить неисправность компрессора можно при наличии сильного шума, который издает подшипник шкива.

Не тяните с устранением этой проблемы — ликвидировать неисправность необходимо как можно быстрее. Как только услышите посторонние шумы в компрессоре, сразу же отключайте кондиционер. В противном случае вам придется заново промывать всю систему, выполнять замену масла, монтировать новый ресивер-осушитель и вентиль терморегуляции.

Если компрессор не работает при плюсовой температуре (на улице), можно рассматривать две причины: проблемы с электрикой кондиционера (если это так, нужно делать подробную диагностику) и низкое давление внутри системы (зачастую в результате утечки).

Основные нюансы обслуживания автокондиционера

Грамотное обслуживание кондиционера обеспечивает его долговечную службу и отсутствие поломок. В профилактических целях необходимо запускать устройство не только летом, но и зимой, пусть даже и ненадолго. Это делается для того, чтобы проверить, не вышел ли он из рабочего состояния.

Для этого сначала необходимо включить электропечь и как следует нагреть салон. Это делается для того, чтобы кондиционер включился. Если в кабине температура нулевая или ниже, кондиционер может не заработает. После нагревания салона машины включите кондиционер. Если система начнет выдувать холодный воздух – кондиционер работает.

Однако это не единственный признак функционирования кондиционера. Показателем его работы может быть и тахометр: если с включением кондиционера скорость вращения коленвала увеличилась, значит, все в порядке.

Снижение действия коррозии

Для того, чтобы значительно приостановить влияние коррозии, необходимо зимой, увы, мыть пространство под капотом. Каким бы трудоемким и неприятным ни казалось это мероприятие, особенно в холодное время года, его польза огромна, поэтому пропускать эту процедуру не желательно.

Заправка

Если попытаться провести аналогию между автокондиционером и обыкновенным холодильником, то сразу в глаза может бросается такая разница: в холодильниках все соединения держатся на сварке, а в кондиционере связующую роль играют резиновые уплотнители, которые весьма уязвимы.

Поэтому заправку кондиционера нужно стараться осуществлять не чаще одного-двух раз в год. При этом надо использовать специальное оборудование, а лучше обратиться к квалифицированным специалистам станции техобслуживания. Неверные действия в процессе заправки могут обойтись слишком дорого.

Ну, и, наконец, самый важный совет — обязательно контролируйте уровень охлаждающей жидкости как в радиаторе, так и в двигателе. Неисправность автомобильного кондиционера приводит к чрезмерному расходу топлива. Успехов вам и безопасной дороги!

Заправка авто кондиционера своими руками:

Устройство кондиционера автомобиля

В современных автомобилях микроклимат в салоне обеспечивается тремя системами – вентиляции, обогрева и кондиционирования. И конструктивно самой сложной из них является кондиционер, в задачу которого входит охлаждение воздуха в салоне летом. Несмотря на это система кондиционирования достаточно распространена и устанавливается на многие авто даже бюджетного сегмента.

Принцип работы кондиционера автомобиля построен на свойстве определенных веществ поглощать и отдавать тепло при смене агрегатного состояния. Этот же принцип используется в бытовых холодильниках и стационарных кондиционерах. Поэтому все перечисленные устройства конструктивно очень схожи и состоят из одних и тех же составных элементов. Но автомобильный кондиционер отличается более компактными размерами и типом привода одного из основных узлов – компрессора.

Составные элементы

В целом, устройство автокондиционера включает в себя:

  • Компрессор;
  • Магистрали высокого и низкого давления;
  • Конденсатор;
  • Осушитель;
  • Терморегулирующий вентиль или дроссель;
  • Испаритель;
  • Электрооборудование (датчики температуры, электровентиляторы, электромагнитная муфта и т.д.).

Все перечисленные элементы соединены между собой магистралями, поэтому система закольцована и герметична. Основным рабочим элементом в системе кондиционирования является хладагент (фреон) – вещество, обеспечивающее поглощение и отдачу тепла.

Компрессор и его привод

Компрессор – узел, осуществляющий нагнетание хладагента. Он создает давление и обеспечивает движение фреона далее по системе. На автотранспорте применяется несколько видов компрессоров, отличающихся по конструкции. Наибольшее распространение получили компрессоры роторно-лопастного и поршневого типов, хотя встречаются и более интересные конструкции, к примеру, узел, работающий по принципу Ванкеля.

Устройство поршневого компрессора

Компрессор является своеобразным разделителем, который всю систему делит на контуры высокого и низкого давлений. Контур высокого давления включает в себя все элементы до испарителя, а к контуру низкого давления относится лишь магистраль, соединяющая испаритель с компрессором.

Компрессоры, используемые на автомобилях, обычно механические и в действие они приводятся от коленчатого вала посредством ременной передачи. Но поскольку, кондиционер используется не постоянно, то конструкция привода оснащена механизмом отключения компрессора. Обычно в качестве такого механизма используется электромагнитная муфта. Реже, но тоже используется электропривод компрессора – узел работает за счет электродвигателя. Такой привод используется на электромобилях.

Еще один тип привода – комбинированный, используется на некоторых гибридных моделях. На таких авто компрессор может работать как от электродвигателя (во время движения на аккумуляторах), так и от коленчатого вала (при задействовании ДВС).

Магистрали

Магистрали высокого давления рассчитаны на значительные нагрузки и температурное воздействие. При нагнетании фреона компрессором, давление хладагента существенно возрастает – до 250-270 кПа. При этом сжатие сопровождается сильным нагревом вещества (до 150 град). Поэтому к магистралям высокого давления выдвигаются серьезные эксплуатационные требования.

Магистрали низкого давления – обычные трубки, поскольку после испарителя давление хладагента сильно падает и по трубке проходит фреон практически с атмосферным давлением.

Конденсатор

В конденсаторе происходит переход хладагента из газообразного в жидкое состояние, сопровождающееся активным выделением тепла. Этот составной элемент представляет собой обычный радиатор (обычно из алюминиевых сплавов), на который установлены вентиляторы.

Расположение конденсатора в автомобиле

Чтобы произошла смена агрегатного состояния хладагента, необходимо обеспечить отвод тепла. Поэтому конденсатор располагается в передней части авто под радиатором системы охлаждения. Это обеспечивает при движении авто поток воздуха, который и забирает тепло от конденсатора, тем самым обеспечивая конденсирование фреона. А если воздушного потока недостаточно, он создается принудительно – вентиляторами.

Осушитель

Постоянные перепады температуры приводят к тому, что влага, попавшая внутрь системы, кристаллизируется (становиться кусочками льда), которые могут повредить составные элементы кондиционера, в первую очередь – компрессора. Чтобы этого не произошло, в конструкцию добавлен осушитель. Представляет он собой емкость со специальным наполнителем, улавливающим влагу.

ТРВ, дроссель

Терморегулирующий вентиль (ТРВ) – клапан, обеспечивающий контроль давления в системе, также в этом узле начинается процесс испарения хладагента.

Виды и исполнение ТРВ

ТРВ используется не на всех автомобилях. Ряд автопроизводителей вместо него применяет дроссель и аккумулятор (в основном в системах с климат-контролем). Дроссель выступает в качестве клапана регулировки давления, а аккумулятор – компенсационный резервуар, в котором удерживается лишний фреон.

Испаритель

Испаритель – еще один радиатор, используемый в конструкции системы кондиционирования, но размещен он в салоне (под приборной панелью). В этом элементе происходит испарение хладагента, которое сопровождается сильным поглощением тепла из окружающей среды. При этом влага, находящаяся в воздухе, конденсируется на поверхности радиатора. Чтобы конденсат не попал в салон, испаритель оснащен системой дренажа, по которой вода выводится наружу (под авто).

Для активной отдачи тепла и распространения охлажденного воздуха по салону, на испаритель установлен электровентилятор, обеспечивающий принудительное создание воздушного потока.

Читать еще:  Воздушный фильтр нулевого сопротивления: целесообразность установки и недостатки

Электрооборудование

Поддержание заданной температуры, управление кондиционером, принудительная подача воздуха обеспечивается электрооборудованием.

Поддержание нужной температуры происходит благодаря ряду температурных датчиков:

  • температуры охлаждающей жидкости;
  • термовыключатель вентилятора радиатора;
  • температуры испарителя.

Вариант электрической схемы кондиционера

В зависимости от модели автомобиля могут использоваться другие датчики и иная схема управления.

Управление оборудованием происходит на блоке, установленном на передней панели. За счет органов управления кондиционер включается в работу, выполняется регулировка температурного режима.

Кондиционер в составе климат-контроля

Кондиционер может быть, как отдельной системой, так и входить в состав климат-контроля. Во втором случае все системы салона – вентиляции, обогрева и кондиционирования взаимодействуют между собой и управляются электронным блоком (ЭБУ). К примеру, поддержание нужной температуры в салоне обеспечивается подогревом воздуха после охлаждения. То есть, часть воздушного потока, прошедшего испаритель, подается на радиатор печки, а после смешивается с основным, тем самым регулируя температуру. При этом устройство кондиционера автомобиля, используемого в климат-контроле, не отличается от оборудования, выполненного в виде отдельной системы.

Принцип работы

Функционирование кондиционера осуществляется по замкнутому кругу. Компрессор выполняет нагнетание газообразного фреона, создавая давление, из-за чего хладагент разогревается. После этого по магистрали высокого давления вещество подается в конденсатор. В нем за счет отдачи тепла происходит конденсирование фреона, и он становиться жидкостью, все еще находящейся под давлением.

После конденсатора по магистралям хладагент движется дальше и проходит через осушитель, где из него удаляются частицы воды и других примесей, чтобы они не привели к поломке системы.

Из осушителя жидкий хладагент поступает в ТРВ, где происходит регулировка (снижение) давления. При этом падение давления приводит к началу процесса перехода в газообразное состояние. То же самое происходит и в системах, оснащенных дросселем с аккумулятором.

После ТРВ фреон попадает в испаритель, в котором происходит сильное падение давления из-за чего хладагент начинает испаряться, поглощая тепло из окружающей среды. Вода же, сконденсировавшаяся на поверхности радиатора, по дренажному каналу выходит из салона.

Пройдя испаритель хладагент, уже в газообразном состоянии, по магистрали низкого давления поступает к компрессору, и весь процесс повторяется вновь.

Положительные и отрицательные стороны

Если говорить о достоинствах системы кондиционирования, то оно всего одно – кондиционер обеспечивает прохладу в салоне летом. При этом не нужно открывать окна в авто, поскольку воздух внутрь поступает через систему вентилирования, проходя через салонный фильтр. Поэтому водителю не приходится дышать пыльным воздухом с примесями выхлопных газов (при движении в условиях города и простаивании в пробках).

А вот недостатков кондиционера – достаточно много:

  • Кондиционер – дополнительная система, причем сложная по конструкции и требует обслуживания. Автовладельцу необходимо следить за состоянием трубопроводов и мест их соединений, периодически заправлять его хладагентом;
  • Автомобили, оснащенные этим оборудованием, стоят дороже, а наличие климат-контроля существенно повышает цену на модель.
  • Если привод компрессора осуществляется от коленчатого вала, то включение кондиционера сопровождается значительным падением мощности (до 15 л. с.), что особенно явно проявляется на авто с маломощными силовыми установками. Электропривод же создает значительную нагрузку на бортовую сеть. В любом случае включение кондиционера приводит к увеличению расхода топлива или заряда батарей электромобиля;
  • Воздух, охлажденный кондиционером, подается вентилятором, поэтому в салоне создается сквозняк, который может стать причиной заболевания;
  • Если влага, конденсирующаяся на испарителе, отводится, то бактерии, находящиеся в воздухе, остаются на этом радиаторе. Бактерии и грибки, накопившиеся на испарителе, не только создают неприятный запах в салоне, но и могут стать причиной появления аллергии;
  • Ремонт кондиционера – дорогостоящий, поэтому при его поломке многие автовладельцы, не спешат восстанавливать систему, предпочитая эксплуатировать авто без ремонта системы кондиционирования (на работоспособность двигателя такая поломка никак не влияет);
  • Фреон – химически агрессивное вещество, поэтому со временем он приведет к повреждениям составных компонентов системы, в первую очередь – магистралей и радиаторов. Поэтому поломка оборудования в любом случае произойдет.


Несмотря на большое количество недостатков, кондиционер – популярное оборудование и многие автовладельцы даже не рассматривают авто, не оснащенное таким устройством. А в некоторых европейских странах установка автокондиционера обязательное условие для автопроизводителей, эксплуатация авто без кондиционера в таких странах запрещена.

Устройство и принцип работы автомобильного кондиционера

Автомобильный кондиционер можно встретить практически в любой машине, в том числе и в бюджетных моделях. Многие автомобилисты даже не рассматривают варианты приобретения транспортных средств, не оборудованных климатической установкой. А в некоторых странах Европы эксплуатация автомобиля без данного оборудования и вовсе запрещена. В статье подробно рассмотрим, как он работает и из каких элементов состоит.

Назначение и функции

Автомобильный кондиционер предназначен для охлаждения воздуха в жаркое время года. Главная задача устройства – создать комфортный микроклимат в салоне транспортного средства и сделать поездку комфортной для водителя. Также кондиционер очищает и осушает воздух, поступающий внутрь машины, обеспечивает его циркуляцию.

Кондиционер в автомобиле обеспечит комфортную поездку даже в самые жаркие дни

Использование кондиционера позволяет очистить воздух от пыли и вредных веществ. Устройство обеспечивает антибактериальный эффект и защиту от неприятных запахов.

Устройство и основные элементы

Конструкция устройства считается самой сложной из всех элементов системы HVAC. Кондиционер в современном автомобиле состоит из:

  • компрессора;
  • конденсера (конденсатора);
  • магистралей высокого и низкого давления;
  • ресивера с осушителем;
  • испарителя;
  • расширительного клапана (дросселя);
  • элементов электрооборудования (датчиков).

Система полностью герметична и закольцована магистралями. Работу кондиционера обеспечивает специальный газ — хладагент, поглощающий влагу и отдающий тепло.

Схема устройства и основных элементов системы кондиционирования

Компрессор

Давление, создаваемое компрессором, обеспечивает передвижение хладагента далее по системе кондиционирования. Разделяя всю систему на контуры высокого и низкого давления, он приводится в действие от коленчатого вала посредством ременной передачи. Дополнительно конструкция оснащается механизмом отключения, в качестве которого чаще всего применяется электромагнитная муфта.

Конденсер

Главная задача элемента – охлаждение хладагента. Конденсатор, устанавливаемый перед радиатором системы охлаждения, состоит из изогнутых трубок. Между собой их соединяют перегородки, увеличивая площадь охлаждения и обеспечивая более высокую теплоотдачу. Газ в конденсаторе охлаждается потоками воздуха во время движения автомобиля. Также охлаждение может происходить и принудительно – с помощью вентилятора.

Магистрали

Делятся на два типа: высокого и низкого давления. Первые рассчитаны на повышенное температурное воздействие: в нагретом виде температура хладагента может достигать 110 градусов. Также магистрали устойчивы к повышенным нагрузкам и способны выдерживать давление до 1500 кПа, создаваемое при нагнетании хладагента.

В магистрали низкого давления газ попадает после прохождения через испаритель. К этому моменту давление хладагента уже близко к атмосферному, поэтому в качестве магистралей низкого давления применяются обычные трубки.

Осушитель

Емкость со специальным наполнителем, способным удерживать влагу, применяется для устранения влаги, попавшей в систему. Без осушителя капли воды, образующиеся в результате перепада температур, стали бы кристаллизироваться. Маленькие кусочки льда способны повредить систему, в первую очередь – компрессор.

Расширительный клапан

Элемент обеспечивает контроль давления. Также в этом узле начинается процесс испарения хладагента.

Испаритель

Испаритель – второй радиатор системы кондиционирования, размещаемый под приборной панелью в салоне автомобиля (в модуле HVAC). Данный элемент испаряет хладагент, забирая тепло из окружающей среды. Также на нем устанавливается датчик температуры, регулирующий работу компрессора и препятствующий обледенению испарителя.

На поверхности радиатора появляется конденсат. Чтобы влага не попала на другие элементы, испаритель оснащен дренажной системой, выводящей конденсат наружу. Принудительную подачу охлажденного воздуха в салон автомобиля обеспечивает электровентилятор, установленный на испаритель.

Электрооборудование

Электрооборудование системы кондиционирования выполняет несколько функций:

  • сохранение заданной температуры;
  • принудительная подача воздуха;
  • управление всей системой.

За поддержание работы кондиционера отвечает электронный блок управления, который принимает и анализирует сигналы со следующих сенсоров:

  • датчики высокого и низкого давления;
  • датчик температуры испарителя;
  • датчик забортной температуры;
  • датчик положения дроссельной заслонки;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости.

Полученные данные поступают в блок управления, который, в свою очередь, управляет работой муфты компрессора.

Принцип работы

Работа системы кондиционирования происходит по замкнутому кругу. Рассмотрим работу поэтапно.

  1. Сжатие. Газообразный хладагент нагнетается компрессором в контур высокого давления. При этом он находится в газообразном состоянии. Температура хладагента составляет около 65°C, а давление доходит до 1,4 МПа. Далее вещество проходит по магистрали высокого давления и попадает в конденсатор.
  2. Конденсация. Здесь хладагент превращается в жидкость, которая все еще находится под давлением около 1,4 МПа и при температуре примерно 55°C. Следующий на пути хладагента – осушитель, удаляющий воду и мелкие примеси.
  3. Расширение. Далее хладагент попадает в расширительный клапан, представляющий собой дроссель (узкое место). Происходит распыление вещества, сопровождающееся снижением давления от 1,4 МПа до 0,12 МПа, что приводит к началу перехода в газообразное состояние. Процесс сопровождается понижением температуры приблизительно до -2°C.
  4. Испарение. Хладагент поступает в испаритель и начинает испаряться, забирая тепло из окружающей среды. В это же время вода, образовавшаяся при испарении, выводится по дроссельному каналу за пределы автомобиля. В салон поступает охлажденный воздух. Далее газообразный хладагент проходит по магистрали низкого давления и вновь попадает в компрессор. Давление при этом примерно 0,12 МПа, а температура — 5°C. С этого момента весь описанный цикл повторяется снова.
Читать еще:  Замена лампочки в подвесном потолке

Схема работы кондиционера

Что такое хладагент?

Хладагент – это вещество, которое может легко переходить из одного агрегатного состояния в другое. Циркулируя по контуру системы, обеспечивает исправную работу кондиционера.

Некоторое время назад в кондиционерах применялся хлорсодержащий фреон R12. Однако данное вещество оказывало негативное влияние на озоновый атмосферный слой. Поэтому во всех автомобилях, выпущенных после 1993 года, стал применяться фторсодержащий R134a. Вещества этих двух типов являются несовместимыми.

Также существует новое поколение — R1234yf. Это наиболее экологически безопасный хладагент, который, однако, является воспламеняющимся веществом. До 2017 года автомобильные кондиционеры крайне редко адаптировались под новый хладагент. Однако сегодня многие страны начали постепенно переходить именно на R1234yf .

R134a является наиболее распространенным хладагентом в современных автомобилях

Когда необходима заправка?

Хладагент имеет свойство постепенно улетучиваться, поэтому периодически кондиционер необходимо заправлять. Новым автомобилям заправка требуется в среднем один раз в 2-3 года. Транспортные средства старше 5-6 лет заправляют ежегодно (или один раз в два года).

В случае выхода из строя системы кондиционирования необходимо сначала обеспечить ее исправность и герметичность и только после этого заправлять газ.

Заправку кондиционера хладагентом рекомендуется доверить специалистам автосервиса, имеющим необходимое оборудование для успешного выполнения работ.

Масло для кондиционера

Кроме заправки хладагента, в систему кондиционирования необходимо периодически заливать масло, необходимое для исправной работы компрессора. Выбор вещества напрямую зависит от используемого хладагента. С R12, применяемом в автомобилях, выпущенных до 1994 года, используется минеральное масло Suniso 5G.

В автомобили, работающие на R-134а, заправляются только синтетические масла PAG 46, PAG 100, PAG 150.

В 1994 году также выпускали машины с компрессорами, допускающими использование как R-12, так и R-134a. Но даже если автомобиль сошел с конвейера в данный переходный период, недопустимо смешивать синтетические и минеральные масла. Такая смесь может быстро вывести из строя всю систему.

Можно ли включать зимой?

Среди автомобилистов принято использовать кондиционер только в жаркую погоду, характерную для конца весны, всего лета, а иногда и начала осени. Зимой система не используется. Однако такие длительные перерывы вредны для устройства.

Всю систему кондиционирования в автомобиле равномерно покрывает масляная пленка. Если кондиционер не использовать в течение длительного времени, масло скопится в одной из частей контура. Это значит, что при запуске системы многие детали будут работать практически на сухую, подвергаясь повышенному износу.

Также после длительного перерыва могут высохнуть и потрескаться резиновые трубки и уплотнители, в результате чего герметичность будет нарушена.

Чтобы исключить описанные выше неблагоприятные последствия, рекомендуется не допускать простоя системы дольше двух недель.

Зимой кондиционер также нужно включать, но при соблюдении нескольких условий.

  • Температура воздуха на улице должны быть выше -5 градусов.
  • Запускать систему можно только после того, как прогрелась печка (чтобы из испарителя удалилась вся влага).
  • Предварительно включить режим рециркуляции, чтобы воздух, поступающий в систему, мог быстрее прогреться.

Чтобы кондиционер работал исправно, не рекомендуется допускать простоя системы более двух недель

Автомобильный кондиционер – важный элемент комфорта водителя и пассажиров. Благодаря ему даже в самые жаркие дни в вашем автомобиле будет создаваться прохлада, а поездка станет приятной.

Ремонт автомобилей.Информация.

ремонт,информация для технического обслуживания,автомобильные новости,отзывы,диагностика,форум

Обслуживание автомобильного кондиционера: советы от эксперта

Обслуживание автомобильного кондиционера: советы от эксперта.

Сегодня практически в каждом современном автомобиле есть кондиционер. Переоценить его возможности сложно – он способен подарить настоящую прохладу даже в очень жаркое лето. Но, как и любой другой узел, автомобильный кондиционер нуждается в правильной эксплуатации, а при необходимости – своевременном ремонте. Стоит помнить, что после активной эксплуатации летом, о кондиционере нельзя забывать и зимой. Перед началом холодов систему охлаждения необходимо хорошенько прочистить. В противном случае весной вы будете «наслаждаться» далеко не самыми лучшими ароматами.

Устройство автомобильного кондиционера:

Как устроена система автомобильного кондиционирования.

В качестве хладагента в кондиционере выступает фреон (наиболее популярный сегодня состав – R-134a). Принцип работы кондиционера такой же, как и у холодильника, но вот конструкция немного отличается. Герметичная система кондиционера заполнена маслом (растворенным в жидком фреоне) и хладагентом. Состоит она из целого ряда элементов – ресивера-осушителя, вентилятора, конденсатора, терморегулирующего вентиля и испарителя. Все эти узлы соединяются между собой трубками.

В системе должно поддерживаться определенное давление, которое контролируется специальными датчиками в комплексе с электронным блоком управления. При этом автомобильный кондиционер способен приносить пользу в любое время года: летом – охлаждает салон, зимой – эффективно борется с запотеванием стекол.

Как показывает практика, ремонт автомобильных кондиционеров чаще всего приходится выполнять по причине утечки хладогена. Последний быстро просачивается сквозь щели и микротрещины с радиаторе, трубах и уплотнителях. Поэтому давление в системе должно контролироваться как минимум один раз в год.

Приблизительные места где могут происходить утечки из трубок системы кондиционера.

Неисправности автомобильного кондиционера, их признаки и особенности устранения:

Распространенная проблема – плохая вентиляция прохладного воздуха, неприятные запахи и слишком медленное снижение температуры. Если данные изменения вовремя не заметить, то дальнейшее обслуживание автомобильного кондиционера может обойтись много дороже. Что касается вентиляции, то причиной проблемы может быть забившийся салонный фильтр, который необходимо менять каждые 15 тысяч километров. Причиной плохой вентиляции может быть вызвано снижение натяжения ремня компрессора.

Исправить это можно только одним способом – путем замены. Слишком медленное понижение температуры может быть вызвано забитостью конденсатора (расположен за радиатором автомобиля) и испарителя. В этом случае ремонт автомобильных кондиционеров ограничивается удалением грязи (сделать это можно вручную). В дополнение можно проверить ребра охлаждения на факт не герметичности и повреждений.

Причиной неприятного запаха является застоявшийся в системе воздух, в котором развиваются бактерии, плесень и микроорганизмы. Для устранения данной проблемы необходимо время от времени запускать систему с целью проветривания и применять специальные антибактериальные средства, которых достаточно в автомагазинах.

При включении кондиционера проявляется довольно так и неприятный запах.Устранение запахов путём чистки системы специальными реагентами.

Промывка кондиционера производится при помощи специальных химических составов, которые вводятся через воздухозаборник. Таким образом, промываются все внутренние элементы системы, внешние детали и так далее. С помощью таких средств осуществляется антибактериальная и дезинфицирующая обработка всех поверхностей. Если своевременно проводить всю эту работу, то неприятного запаха можно избежать.

Нельзя забывать, что диагностика автомобильного кондиционера должна включать в себя проверку системы на факт утечки.

Трубки, шланги, места стыков – все это ненадежные элементы, в которых может появиться трещина. Проверку наличия утечки можно провести с помощью специального индикатора, добавляемого в состав. При этом разгерметизация системы обязательно повлечет за собой необходимость замены ресивера-осушителя.

Дороже всего ремонт автомобильных кондиционеров обходится в тех случаях, когда из строя выходит компрессор. Зачастую траты могут достигать 50-60 тысяч рублей. Выявить неисправность можно по появлению сильного шума, издаваемого подшипником шкива. Затягивать с данной проблемой не стоит – устранение неисправности должно производиться в сжатые сроки. При появлении грохота в области компрессора необходимо сразу же отключить кондиционер. В противном случае придется полностью восстанавливать работоспособность – менять масло, промывать систему, устанавливать новый ТРВ и ресивер-осушителя.

Бывают ситуации, когда компрессор не запускается при положительных температурах на улице. Причины может быть две – неисправность в электрической части (здесь необходима полноценная диагностика) или низкое давление (чаще всего вызвано утечкой).

Обслуживание автомобильного кондиционера: основные тонкости:

Если правильно использовать кондиционер, то он будет служить долго и без поломок. Очень важно включать кондиционер не только летом, но и в холодное время года, хотя бы на несколько минут. Чтобы понять, работает оборудование или нет, необходимо хорошенько протопить салон, а потом включить кондиционер. Показателем работы последнего является не только холодный воздух, выдуваемый из системы, но и повышение частоты оборотов (можно увидеть по тахометру). Стоит помнить, что кондиционер может не включиться, если в машине и салоне автомобиля температура около или ниже нуля.

Чтобы затормозить действие коррозийных процессов,необходимо мыть под капотное пространство в течение зимы. Это очень полезное мероприятие, которое нельзя пропускать. При этом давление не должно быть слишком большим. Особое внимание должно уделяться заправке автомобильных кондиционеров. Это в холодильниках все соединения сварные. Здесь же все связано с помощью резиновых уплотнителей. Они, в свою очередь, далеко не идеальны. При этом заправка автомобильных кондиционеров должна производиться раз в 1-2 года, с применением специального оборудования и на специализированных СТО. Ошибки в этой работе могут принести очень серьезные затраты.

Вся система кондиционирования должна проверяться каждый раз перед началом холодов. В частности, необходимо чистить радиаторы и фильтры очистки воздуха от пыли, насекомых и мусора. Данную проверку можно сделать и весной.

И самое главное – не забывайте проверять уровень охлаждающей жидкости в двигателе и радиаторе, а также качество натяжения ремня в приводе агрегата. Помните, что неисправность автомобильного кондиционера может привести к повышенному расходу топлива, поэтому своевременный ремонт техники – это, прежде всего, ваши деньги.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector