3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить стучит ли рулевая рейка

hodovik-razval › Блог › Диагностика рулевой рейки

Речь пойдёт о всех возможных причинах стуков (люфтов) в рулевом управлении с рулевым механизмом реечного типа. Такие механизмы встречаются сейчас на подавляющем большинстве легковых автомобилей. Очень много внимания уделяет народ рейке. Очень много всяких ощущений неисправностей принято на неё сваливать. А ведь рейка, по мнению большинства автопроизводителей, не подлежит ремонту (производители предлагают менять этот механизм в сборе, по всякому поводу).
Реечному рулевому механизму в автомобиле, и правда не просто выживать в наших дорожных условиях. Рейка не любит плохих дорог. Это и не удивительно: такой рулевой механизм получает жесткие удары от всех дорожных неровностей, по которым проезжает управляемое колесо. Раньше ещё были «верхние» рейки с длинными рулевыми тягами «усами», которые соединялись с сошками на стойках (а не на поворотных кулаках, как сейчас). Усы обычно имели резиновые демпферы, смягчающие удары, передаваемые к рейке от колеса…
Теперь же, рулевые тяги (короткие, прямые, с жесткими шаровыми шарнирами) передают все удары от колёс непосредственно на зубчатую рейку «рашпиль» рулевого механизма (который расположен обычно внизу между управляемыми колёсами). Поэтому, реечные рулевые механизмы живут в наших машинах не так долго, как хотелось бы. Их конечно «подтягивают», перебирают, реставрируют… Но это хлопотно, дорого и не очень надёжно.
Вижу что состояние рулевой рейки на конкретном автомобиле многим интересно и хочу рассказать тут, как диагностировать этот механизм прямо на автомобиле и какие неисправности вообще там могут быть.
В народе, с рулевой рейкой ассоциируют весь набор деталей (узлов и механизмов), входящих в реечное рулевое управление. Поэтому, диагносту надо идти по всей цепочке, от руля до управляемых колёс.
Течь ГУРа, закусывание и другие проблемы усилителей тут обсуждать не будем, будем говорить только про стуки-люфты в рулевом управлении.
Причины по порядку и как их диагностировать:
1) Рулевое колесо не закреплено на рулевом валу. Определяется покачиванием руля вокруг вертикальной или горизонтальной хорд баранки.

Ощущение – люфт со стуком. Причиной такого люфта может быть не затянутая гайка руля или разрушенная ступица рулевого колеса.
2) Радиальный люфт рулевого вала (люфт вала в рулевой колонке на подшипниках)

Определяется покачиванием руля вверх-вниз или вправо-влево

Такие же ощущения неисправностей могут быть при нарушении крепления рулевой колонки к кузову автомобиля.
3) Вращательный люфт руля в шарнирах рулевого вала

4) Вращательный люфт руля в шлицевых соединениях рулевого вала. Шлицевые соединения на рулевом валу бывают подвижные (регулировка вылета руля, шлицы между кузовом и рамой) и неподвижные (телескопический механизм складывания вала при ДТП, шлицевые соединения частей рулевого вала с болтовой стяжкой). Подвижные шлицевые соединения могут получить люфт из за выработки, а неподвижные могут быть плохо затянуты или как то там повреждены.
Вращательный люфт в рулевом валу (на крестовинах, демпферах, щлицевых соединениях.) определяется методом приложения обеих рук к концам проверяемых валов. Создавая руками вращательные движения в противоположных направлениях, на концах валов, мы пытаемся прочувствовать наличие люфта в соединениях этих валов (болтовые стяжки можно проверить на затяжку разумным моментом).
5) Радиальный (или продольный) люфт вала шестерни рейки в корпусе рейки (на подшипниках). Определяется попыткой раскачать рукой этот вал в корпусе рейки (обычно к этому валу есть доступ в салоне под ногами водителя). (такой люфт бывает только у сильно убитых реек))
6) Вращательный люфт в паре «шестерня-рейка». Обычно он вызван из износом зубьев рашпиля и шестерни. Бывает, что развальцован промежуток между двумя «средними» зубами рейки, а бывает что выработан целый ряд зубьев посередине рашпиля. Зубья шестерни рейки тоже бывают изношены.

Увеличенный зазор между шестерней и рашпилем бывает так же из за слабого прижима «упора» рейки. Упор осуществляет так же функцию позиционирования рашпиля в корпусе рейки (чтобы рашпиль не смещался вдоль оси шестерни). Поэтому, упор бывает нагружен в различных направлениях и может производить ряд лишних движений, сопровождаемых стуком механизма.
Слабое усилие прижима упора можно вычислить по тому что рашпиль, при этом, будет проворачиваться вокруг своей оси в рейке на какой то ощутимый угол (это особенно легко проверить, когда рулевые тяги закреплены не с торцов рейки, а сбоку – нужно взяться рукой за тяги-усы и попробовать провернуть рашпиль в корпусе рейки).
7) Люфт тела упора в корпусе рейки (цилиндрическое отверстие, где находится упор, в алюминиевом корпусе рейки разбивается, изнашиваются уплотнение упора, изнашивается само тело упора.). Это приводит к стукам при работе реечного рулевого механизма, так как упор сдвигается рашпилем в боковых направлениях и стучит в корпусе рейки.

Иногда удаётся компенсировать стуки вызванные неисправностями №6 и №7 (а иногда даже и №5)) с помощью подтяжки гайки упора. Подтягивать эту гайку нужно на снятой рейке. Конечно же, никто не будет снимать рейку для подтяжки гайки упора, но тогда нужно как то контролировать усилие проворачивания вала шестерни (или усилие перемещения рашпиля). Я делаю это на вывешенной управляемой оси. Запоминаю усилие проворачивания на руле (или усилие проворачивания, вокруг оси поворота, вывешенных колёс). Во время подтяжки гайки, постоянно контролирую усилие проворачивания рулевого механизма. При малейших признаках закусывания рейки (в любой точке контакта рашпиля с шестерней), подтяжку прекращаю.
8) Люфт в районе пластмассовой втулки рейки. Втулка является второй опорой рашпиля в корпусе рейки (у реечных механизмов с ГУР есть ещё третья опора рашпиля – поршень гидроцилиндра, поэтому в таких механизмах втулка рейки служит гораздо дольше). В районе втулки, в корпусе рейки, часто высыхает смазка, а не редко туда попадает влага и грязь. Поэтому, эта пластмассовая втулка часто бывает изношена (рашпиль болтается во втулке, а втулка болтается в корпусе рейки). Всё это ощутимо стучит на кочках при езде и при покачивании рулём тоже.

Стучит рулевая рейка: проверяем диагноз и выполняем ремонт

Стуки в системе управления автомобиля — это самые опасные показатели неполадок, ведь данные узлы отвечают за безопасность поездки. Если в один ужасный момент машина не отреагирует на поворот руля, последствия могут быть плачевными. Потому нужно всегда обращать внимание на нормальную работу рулевой рейки и вовремя проводить все необходимые ремонтные работы. Стук в рулевой рейке — это самый распространенный симптом проблем с системой рулевого управления. Нередко приходится слышать оправдания нерадивых водителей, что нужно давно уже починить рейку, но все как-то руки не доходят. Если на вашем авто стучит рулевая рейка, лучше выполнить ремонт сегодня и сейчас.

Вы не можете определить по звуку, какой конкретно узел рейки подвергся поломкам. Если разболтались наконечники, может произойти отсоединение рулевых тяг от систем поворота колеса. Если же причина во внутренней части рейки, руль может начать проворачиваться без эффекта на управление. Также стучать может корпус механизма, если поломались его крепления. Любые стуки рулевой рейки следует сразу же диагностировать и устранять путем выполнения ремонта. Рассмотрим основные стадии диагностики и исправления неполадок с рейкой.

Диагностика рулевой рейки — самостоятельные и профессиональные возможности

Диагностировать любые неполадки с рулевым механизмом необходимо крайне осторожно. Многие владельцы машин любят проводить ручную диагностику, повернув колесо и подергав за тяги, а затем пошатав саму рейку. Мало того, что такая диагностика ни к чему хорошему не приведет, она может надолго вывести из строя ваш автомобиль. В частности, проблемы с рейкой могут перерасти в проблемы с рулевыми тягами. Если вы услышали странные стуки при поездке, под капотом что-то гремит, выполните следующие процедуры:

  • остановитесь и не продолжайте движение до выявления неполадки и оценки ее влияния на безопасность;
  • попробуйте на заглушенном автомобиле повернуть руль в стороны, проверив его свободный люфт;
  • если люфт увеличен, налицо повышенный износ внутренней части рулевой рейки и необходимость замены;
  • если на крайних моментах люфта вы слышите постукивания, дело может быть в рулевых наконечниках;
  • далее можно открыть капот и визуально оценить состояние рейки, целостность резиновых пыльников;
  • остальные стадии проверки лучше проводить в СТО, до которого можно осторожно доехать и со стуками в рейке;
  • профессиональная экспертиза расскажет вам все о неполадках рулевого механизма вашего авто.

Достаточно найти хорошего мастера, который за считанные минуты проведет диагностику и вынесет свой вердикт. В современных автомобилях ремонт рулевой рейки выполняется достаточно редко. Зачастую на сервисе рекомендуют замену. Несмотря на финансовые неприятности от этого процесса, лучше повиноваться и выполнить замену рулевой рейки. Так вы сможете вернуть нормальную работоспособность рулевого механизма и гарантированно получить высокое качество работы вашей рейки на ближайшие годы.

Когда можно выполнить ремонт рулевой рейки?

Сразу скажем, что на современных автомобилях немецких и японских производителей, а также корейских брендов ремонт рулевой рейки не выполняет практически никто. В данном случае ремонт возможен только в том варианте, если виновником стука были наконечники или изогнутые тяги, которые можно заменить отдельно от рейки. В остальных ситуациях выполняется полная замена. Но владельцы бюджетной техники, отечественных или старых автомобилей могут сэкономить средства и выполнить ремонт рейки в таких условиях:

  • внутренняя часть механизма не повреждена и не нуждается в замене важных деталей;
  • корпус рулевой рейки не изогнут, не деформирован и не имеет прочих повреждений;
  • рулевой механизм можно восстановить путем смены периферийных запчастей;
  • есть возможность выполнения восстановительных работ путем смазки и замены пыльников;
  • выполняется первый ремонт, можно подтянуть рулевую рейку с помощью регулировочного болта;
  • путем выполнения ремонтных работ можно лишь продлить ненадолго жизнь рейки;
  • любые вмешательства во внутреннюю часть механизма чреваты очередной быстрой поломкой.

Есть определенное количество водителей, которые постоянно ремонтируют рулевую рейку в своем автомобиле. Такая экономия приводит к тому, что вам приходится выбрасывать ежемесячно сумму, равную стоимости новой рейки, только на ремонты и эвакуаторы. Потому целесообразнее заменить такую рейку на новый механизм и забыть о такой поломке на ближайшие годы. Эта процедура полностью избавит от проблем и опасностей с конструкцией автомобиля.

Читать еще:  Ремонт и замена ваз 2101 своими руками

Замена рулевой рейки — стоит ли выполнять самостоятельно?

Если вы обладаете определенными навыками в слесарном деле, замена рулевой рейки не станет для вас особой проблемой. Практически во всех автомобилях, в которых этот процесс можно выполнить без участия специалистов, рейка крепится и работает одинаково, потому ее замена не представится большой сложностью. Доверить специалистам лучше замену реек на современных иномарках, которые обладают усилителями руля различного типа. В остальных вариантах машин замена выполняется достаточно просто:

  • для начала отсоедините рейку от рулевых тяг — сделать это можно под капотом с использованием ключа-головки;
  • далее открутите крепление внутри салона, которое является страховочным для рулевой рейки (обычно находится под ковриком водителя, под педалями);
  • потом можно выполнить откручивание основных крепежных болтов для окончательного демонтажа рейки;
  • вынуть механизм рулевой рейки можно на яме, эстакаде или на домкрате, сняв левое переднее колесо;
  • таким же образом можно вставить новую приобретенную рулевую рейку и выполнить ее крепление;
  • главной задачей исполнителя является закрепить все болты максимально качественно, не перетянуть и не оставить незатянутыми;
  • после выполнения процесса нужно все тщательно проверить, подергать и покрутить рулем.

Если никаких стуков в системе нет, значит, вы все выполнили правильно и можете эксплуатировать автомобиль. В том случае, если у вас нет особых навыков выполнения ремонтных работ с автомобилем, не следует выполнять замену рулевой рейки самостоятельно. Лучше доверить работу специалистам, тем более, что замена не будет стоить слишком дорого. В таком случае вы получите гарантию нормального функционирования механизма и сможете без опаски эксплуатировать свой транспорт в нужных вам режимах. Предлагаем посмотреть подробное видео о конструкции и работе рулевой рейки на визуальном примере:

Подводим итоги

С помощью рулевой рейки функционирует вся система управления, поэтому данный механизм является одним из наиболее важных в автомобиле. Если вы услышали стуки или громыхания со стороны рейки, не стоит продолжать эксплуатацию автомобиля до проведения базовых проверок. Лучше уделить время рейке и немного изучить процесс ее работы, а также убедиться в том, что дальнейшая поездка полностью безопасная. Для этого существует небольшой набор проверок, который был описан выше в тексте публикации.

После определения типа неполадки нужно в самые короткие сроки принять решение о выполнении ремонтных работ. Даже если неполадка не самая опасная, ездить с ней не стоит. Замена рулевой рейки — наиболее разумный процесс, который поможет вам получить необходимые условия эксплуатации машины. Но выполнить замену лучше всего в мастерской, ведь в этом процессе на современных авто существует много тонкостей. Приходилось ли вам менять рулевую рейку с ГУР и другими технологиями своими руками?

Неисправности рулевой рейки: признаки, причины, диагностика

Как определить неисправность рулевой рейки?

Давайте начнем с того, что на современных автомобилях в настоящее время широко используется несколько видов рулевых реек: механические, электрические и гидравлические. Ну если с механическими рейками, вроде всё понятно и совсем не сложно, то определить неисправность двух других типов реек порой под силу только опытному мастеру, прибегая к помощи спецоборудования и инструмента. Для точной диагностики неполадок рулевого управления рекомендуется посетить специализированные сервис, потому что, нередко требуется полный демонтаж и разборка механизма до последней детали. Однако основные неполадки можно выявить и самому, по нескольким тревожным признакам.

Как самостоятельно проверить рулевую рейку?

Симптомы неисправности:

Появление стука в передней подвеске. Сначала он может быть почти незаметным и проявляется только на сильно разбитых дорогах, в дальнейшем он будет появляться постоянно. При сильных повреждениях механизма машина становится неуправляемой.

Появление масляных луж на асфальте под автомобилем. Это одних из распространенных признаков неисправности рулевой рейки для автомобилей с системой ГУР. В утечке гидравлической жидкости виноваты изношенные сальники и прокладки, уплотнительные элементы требуют замены.

Сложности с поворотом колес. Руль поворачивается туго, при движении может возникать посторонний свист, гул. Проблема может быть связана с повреждением распределителя усилия, приводного ремня или насоса ГУР, однако, необходимо провести точную диагностику в автосервисе.

Тугой руль. Особенно это заметно в начале движения, также руль сложно поворачивать во время сильных холодов.

Снижена управляемость автомобиля. Машина не реагирует на поворот рулевого колеса, руль может не возвращаться в начальное положение.

Биение в руль. Появление вибрации при поворотах и при движении по прямой траектории.

Чтобы точно выявить неисправность рулевой рейки на автомобиле, лучше обратиться к специалистам. Далеко не всегда есть возможность провести качественный ремонт: при сложных повреждениях и глубокой коррозии элементов данного механизма, рейку придется заменить на новую или восстановленную. Самостоятельный разбор механизма и замена деталей далеко не всегда позволяют получить нужный результат.

Рулевая рейка предназначена для передачи энергии от руля к колесам, и от ее исправности во многом зависит управляемость автомобиля и безопасность движения. Каждый водитель должен уметь распознавать признаки неисправности рулевой рейки и знать, когда необходимо обращаться в автосервис для ее ремонта или замены. Снижение управляемости автомобиля приводит к аварийным ситуациям, в которых могут пострадать все участники движения.

Механизм рулевой рейки выходит из строя по двум основным причинам:

1. движение по неровным дорогам;

2. попадание влаги внутрь корпуса.

Попадание колес в ямы и выбоины на дорожном полотне, переезд через рельсы, наезд на бордюры – все это приводит к повышенной нагрузке на механизм и его преждевременному износу. Еще одной неизбежной причиной неполадок становится пыль: мелкие частицы песка и влага засоряют механизм, и в результате он быстро выходит из строя. Если вам часто приходится ездить по пыльным неровным дорогам, необходимо постоянно следить за состоянием пыльников и перепускных трубок, присутствующих на некоторых моделях современных автомобилей, чтобы не допустить внезапной поломки.

Также причинами неисправности рулевой рейки становятся необдуманные действия водителя.

Самые распространенные ошибки:

Проезд на полной скорости через «лежачего полицейского»

Переезд трамвайных путей поперек рельс на большой скорости

Стоянка автомобиля зимой с вывернутыми колесами

Переезд через бордюры с вывернутыми колесами

Резкие повороты руля при движении на непрогретом автомобиле в холода (данный пункт актуален только для автомобилей с системой ГУР)

Эти и многие другие факторы провоцируют ускоренный износ и поломку деталей, в результате элементам рулевого управления требуется дорогостоящий ремонт или полная замена.

Проблемы с гидроусилителем руля — причины и признаки неисправности

Первый признак неисправности – утечка гидравлической жидкости, в результате чего нарушается работа всей системы. Если не провести своевременный ремонт, со временем из строя выйдет насос гидроусилителя. Чтобы определить проблемы с гидроусилителем, необходимо обратить внимание на следующие признаки неполадок:

Увеличение пенистости гидравлической жидкости говорит о подсосе воздуха в системе ГУР.

Усиление шумов и появление посторонних звуков при повороте рулевого колеса. Проблема может свидетельствовать о недостаточном количестве жидкости в бачке, или об износе насоса гидроусилителя.

Проблемы с работой гидроусилителя на холостых оборотах. Как только количество оборотов увеличивается, проблема исчезает.

Нет усиления при повороте руля в одну или в обе стороны. Эта проблема возникает в результате повреждения тефлоновых колец распределителя.

Что делать если гидроусилитель сломался? Уже при первых признаках неполадок необходимо обращаться к специалистам. Со временем небольшие отклонения от нормы превратятся в серьезные проблемы с управляемостью автомобиля, и это может стать причиной ДТП. Проверить устройство самостоятельно сложно: точно определить неисправность может только профессионал с многолетним опытом.

Диагностика рулевой рейки

Диагностику рулевых реек с системой ГУР в нашем сервисе можно осуществить с помощью профессионального стенда, предназначенного для имитации работы рулевой рейки в реальных условиях и при экстремальных нагрузках.

Если рулевая рейка начала подтекать или появились другие признаки неисправностей, ее полностью разбирают в условиях автосервиса. Специалист оценит целостность корпуса, состояние уплотнительных колец и сальников. Если причиной течи стали изношенные уплотнительные элементы, их меняют на новые.

Мастер проводит внешний осмотр рейки на предмет механических повреждений и следов коррозии. Проверяется изношенность рейки и червячной передачи. Если в регулировке зацепления возникли отклонения, неизбежно возникнут проблемы с поворотом руля. При неправильном зацеплении в паре он вращается слишком туго. Диагностика неисправности рулевой рейки требует опыта, так как нередко проблема выявляется не там, где она предполагалась первоначально.

После обращения в автосервис и устранения неполадок обязательно выполняется развал/схождение для установки оптимальных углов расположения колес. Эту работу нельзя доверять «гаражным» мастерам, так как от правильной регулировки зависит управляемость машины и скорость износа шин.

Как избежать поломок рулевой рейки?

Любой механизм со временем изнашивается и требует замены компонентов, однако можно обеспечить ему максимально долгую жизнь. Чтобы не допустить выхода рулевой рейки из строя, важно соблюдать правила эксплуатации авто и не допускать преждевременного износа деталей. Можно перечислить несколько полезных рекомендаций:

Проверяйте состояние пыльников и своевременно меняйте их. Это позволит предотвратить попадание в устройство пыли и воды, что провоцирует различные поломки.

В холодное время года перед стартом несколько раз мягко прокрутите рулевое колесо, Это позволит маслу дойти до всех деталей.

Удерживайте рулевое колесо в крайнем положении не более 5 секунд.

Старайтесь не попадать в глубокие выбоины на дороге, не переезжать на высокой скорости рельсы без крайней необходимости, а также снижайте скорость перед «лежачими полицейскими». Сильные удары при езде по неровным дорогам – одна из самых распространенных причин неисправности.

Аккуратное вождение и своевременное обслуживание механизма гарантируют машине отличную управляемость и максимальную безопасность движения.

В нашем автосервисе предлагается квалифицированная диагностика и ремонт рулевой рейки любого типа, мы работаем с автомобилями любых марок и моделей. Воспользуйтесь услугами профессионалов, чтобы в короткие сроки решить проблему и вернуть машину к работе. Вы можете купить новую рулевую рейку или ремкомплекты для самостоятельного ремонта

Читать еще:  Проверка зажигания осциллографом. как производится диагностика зажигания при помощи осцилографа

Как определить неисправность рулевой рейки

Одной из самых распространенных неисправностей в автомобилях является неисправность рулевой рейки, которая представляет собой устройство, соединяющее руль и колеса, и позволяющее водителю управлять ими.

Все дело в том, что при повороте руля, колеса посредством этого узла, точно реагируют на то, в какую сторону им поворачивать.
В некоторых автомобилях рулевая рейка установлена без усилителя, то есть механизм, соединяется напрямую с колесами, в результате чего необходимо прикладывать довольно много усилий, чтобы крутить руль, тем более если дело касается грузовых автомобилей.

Сейчас у большинства автомобилей на рейку устанавливают усилители, которые бывают двух типов:
— ГУР — усилитель, работающий на жидкости;
— ЭУР — усилитель, работающий на электричестве.
Благодаря этим устройствам повороты руля будут более легкими и комфортными.

Хотелось бы обратить внимание на то, что от этого узла в первую очередь зависит Ваша безопасность, так как при его неисправности значительно снижается маневренность автомобиля, что особенно актуально в городском потоке. Также руль может попросту заклинить, именно поэтому важно, чтобы эта система всегда была в рабочем состоянии.

Основные неисправности рулевой рейки

Пожалуй, к основным неисправностям данного механизма можно отнести две:

— во-первых, стук в рулевой рейки, который впоследствии может привести к заклиниванию руля;

— во-вторых, гул (гудит насос) и течь жидкости.

Кстати, если у Вас на автомобиле ЭУР (электрический усилитель руля), то нужно знать о том, что такое устройство течь не может, так в ее конструкции нет масла, а вот стучать она может очень сильно.

Стук в рулевой рейке
Итак, стук в данном механизме является довольно сложной поломкой, который можно охарактеризовать двумя типами: поверхностным и внутренним.

Поверхностный стук может появиться в результате того, что при разрыве пыльника тяги, наконечник довольно быстро выходит из строя и начинает стучать. Для устранения этой поломки наконечник и пыльники необходимо заменить на новые. Процесс замены этих запчастей относительно прост, если Вы знаете, что и как правильно нужно делать.

Внутренний стук говорит о более серьезной поломке, связанной с внутренними частями рулевой рейки, которую очень сложно определить самостоятельно. Дело в том, что при внутренней поломке, внутренние поршни и направляющие втулки «рулевой» ломаются или сминаются, так как именно они несут на себе основную нагрузку.

В результате такой поломки появляется стук. Кстати, еще одной из причин появления шума при этой поломке может быть большая выработка, которая появилась со временем из-за большого пробега.

В такой ситуации Вам предстоит довольно сложный и дорогостоящий ремонт, поэтому лучше всего доверить это дело профессионалам.

Течь рулевой рейки
Течь в данной системе появляется в том случае, если выходят из строя резиновые уплотнители. Такая поломка характерна для автомобилей с ГУР. Как правило, усиление у нее происходит из-за нагнетания жидкости в корпусе со специальным насосом, и если сальники выходят из строя, то давление падает, при этом жидкость начинает сочиться и капать на дорожное покрытие.

При этой поломке уровень жидкости падает каждый день и ее приходится добавлять. Также данная поломка может появиться в результате ржавления вала, ходящего по сальникам, так как из-за ржавчины они довольно быстро выходят из строя. «Заржаветь» вал может из-за длительного простоя автомобиля.

Гул рулевой рейки.
Гул (гудение) самого механизма возникает, когда жидкость не уходит и при этом руль крутиться сложно, поэтому слышится сильное «гудение» оповещающее о том, что из строя вышел насос ГУР, который не нагнетает нужного давления, в связи, с чем повороты становится делать сложнее.

При возникновении вышеуказанных признаков в первую очередь нужно провести диагностику вашего автомобиля.

В каком случае рулевая рейка может выйти из строя?
Так как данная конструкция непосредственно связана с колесами, то в первую очередь на ее рабочее состояние влияет неаккуратная езда по неровной местности. И поэтому, если при езде Вы, слишком быстро пересекаете трамвайные пути, глубокие ямы, плохие дороги или же просто резко заезжаете на бордюры, то рулевая рейки выйдет из строя очень быстро.

Также необходимо знать о том, что любая «рулевая» не любит резких «стартов» с места, тем более, если при этом колеса до упора выкручены в ту или иную сторону.

Поэтому главное правило для продления срока эксплуатации системы в рабочем состоянии – это снижение скорости перед препятствием, и медленное его преодоление.
Основные признаки неисправности рулевой рейки.

Итак, как же самостоятельно определить неисправность?

Во-первых, при управлении руль стало крутить в несколько раз сложнее, чем раньше.

Во-вторых, под машиной стали появляться капли маслянистой консистенции.

В-третьих, если Вы каждый день добавляете жидкость в специальный бачок, и при этом иногда выходит сигнализирующая лампа.

В-четвертых, во время езды по неровностям слышен сильный стук в передних колесах или посередине машины спереди.

В-пятых, при повороте руля в сторону слышен сильный гул.

Если Вы столкнулись с подобными признаками, то следует незамедлительно обратиться к мастерам в автосервис.

Стоит ли делать ремонт рулевой рейки?

Однозначно, стоит! Ведь если Вы временно эксплуатируете автомобиль, в котором рейка стучит или «подтекает», то нужно понимать, что рано или поздно направляющие элементы разобьются окончательно, в результате чего руль попросту заклинит.

А если такая поломка произойдет на большой скорости? О последствиях страшно будет даже подумать. Поэтому в первую очередь – это Ваша безопасность, о которой должны позаботиться только Вы сами.

Что выбрать: ремонт или замену на новую рейку?

В связи с тем, что замена всей системы у официального дилера обходится довольно в круглую сумму, большинство автолюбителей приобретают «неоригинальные» запчасти, которые в свою очередь в разы дешевле и в зависимости от производителя бывают хорошего качества, таким образом, эти запчасти прослужат достаточно долго, не меньше чем запчасти от официальных дилеров.

Но зачастую особо экономные автовладельцы приобретаю дешевые или восстановленные запчасти, которые могут выйти из строя уже через 3-6 месяцев эксплуатации.

Также при желании можно приобрести и полный ремонтный комплект, включающий в себя все сальники, пыльники, втулки и прочее.

Но лучше всего ремонт рулевой рейки доверить профессиональному автосервису, так как подобная замена запчастей требует определенного опыта и навыков.При этом большое значение имеет то, какого качества будет приобретенный ремкомплект.

Теперь Вы знаете о том, как определить, исправна ли рулевая рейка в Вашем автомобиле.

Как устранить стук в рулевой рейке?

Рулевая рейка – важный элемент транспортного средства, отвечающий за управление автомобилем на дороге. На современных автомобилях она оснащается гидроусилителем или электрическим усилителем руля, облегчающим управляемость. Рейка предназначена для соединения руля автомобиля с колесами, поэтому она крайне важна для безопасной езды. Перед тем, как начинать ремонт рулевой рейки, необходимо проверить ее состояние с помощью специальной диагностики, о которой расскажем далее.

Как проверить рейку?

Для определения состояния рулевой рейки авто нужно загнать его на смотровую яму или поднять на подъемнике и завести мотор. После этого один человек должен стоять снизу и следить за работой механизма, а второй вращает руль в одну и другую сторону до упора. Тот, кто находится снизу, должен сделать следующее:

  • визуально и по звуку оценить положение креплений узла;
  • проверить зазоры в шарнирах тяг в крайних положениях руля;
  • определить заедания и стук рейки.

Если стук не пропадает даже после отсоединения поворотных рычагов и поперечных тяг, нужно будет определиться с последующими работами, которые могут быть такими:

  • самостоятельный ремонт рейки в авто;
  • ремонт механизма в мастерской;
  • замена узла в сборе.

Сразу отметим, что замена рулевой рейки в сборе стоит достаточно дорого, но новый узел будет служить значительно дольше восстановленного в мастерской или самостоятельно. Рекомендуем дополнительно поинтересоваться, какой бывает жидкость для гидроусилителя и как правильно ее выбрать?

Причины стука

Когда рейка стучит, водитель может это понять, не имея специальных навыков автомеханика. Причин подобного явления может быть несколько:

  1. Слабо затянуты крепежные болты и гайки. В этом случае просто подтяните все соединительные элементы.
  2. Изношена пластиковая опорная втулка с одной из сторон рейки. При движении, особенно по неровностям, проявляется люфт, из-за которого проявляется посторонний шум в рейке.
  3. Коррозия подпортила втулку и вызвала люфт. В этом случае требуется только замена.
  4. Стерлись или повредились резиновые защитные чехлы. Из-за этого внутрь проникает грязь и пыль, способствующие износу зубчатой рейки и опоры скольжения.

К причинам износа опорной втулки относят использование мягкого материала при производстве рейки. При движении по плохим дорогам он быстро сминается. Не советуем для решения проблемы покупать оригинальные детали того же качества, а лучше выточить новую из более прочного материала, например, капролона.

Подготовительные работы

Если вы решили сами произвести ремонт рулевой рейки из-за того, что она потекла или начала стучать, необходимо разобраться в конструкции узла. Каждая автомобильная рейка состоит из нескольких основных частей:

  • зубчатый вал;
  • втулка рейки;
  • золотниковый механизм.

Зубчатый вал рулевой рейки

Последовательность ремонтных работ обычно такая:

  • снятие и разборка рейки с последующей очисткой деталей от загрязнений;
  • замена изношенных элементов на новые;
  • диагностика вала рейки.

Перед ремонтными работами нужно использовать специальный ремонтный комплект, в который входят все новые элементы для рейки, а именно:

  • втулка;
  • сальники;
  • уплотнительные колечки и пр.

Чтобы демонтировать механизм с машины, нужно проделать следующие действия:

  1. Поднимите машину с помощью подъемника или загоните на яму.
  2. Снимите защиту картера, если таковая имеется.
  3. Демонтируйте защитную пластину рулевой рейки (так называемая теплоизоляционная защита).
  4. Открутите крепежи рейки.
  5. Демонтируйте узел, вытащив его из внутренностей транспортного средства.

Специалисты советуют снимать всю рулевую колонку с тягами в сборе: так будет удобнее натягивать новые пыльники на специальные выступы, добившись полной герметичности.

Конструктивно все рулевые рейки автомобилей очень похожи, поэтому рассмотрим общую инструкцию по разборке и сборке механизма, которая поможет отремонтировать автомобили большинства марок.

Читать еще:  Киа сид через сколько менять цепь

Разбираем рейку

Для разборки рейки необходимо сначала открутить от нее рулевые тяги при помощи отвертки, после чего необходимо снять пластиковую заглушку на зубчатом валу. Открутите стопорную гайку и демонтируйте специальное кольцо, а затем выбейте вал из посадочного места, но делайте это осторожно.

Выньте нижний сальник и легкими постукиваниями вытащите стопорный штифт, отвечающий за блокировку верхнего сальника. Проверните стопорную заглушку и выньте стопорное кольцо, после чего нужно вытащить рейку через правую сторону и снять сальник с пластиковой втулкой.

Выньте сальник, заглушку, пружину и специальный прижимной механизм. После этого нужно отмыть все детали от масляного налета и загрязнений, и осмотреть все элементы на предмет повреждений или сильного износа. Все изношенные части необходимо поменять. При наличии значительных механических повреждений на поверхности рейки и шестернях зубчатого вала, придется менять всю рулевую колонку в сборе.

Приступаем к сборке

Сначала нужно установить на место внутренний сальник, сначала смазав его смазкой. Вставьте рейку в ее корпус и насадите пластиковую втулку на правый сальник. Все детали смазывайте смазкой перед установкой – это очень важно.

Вставьте заглушку и закрепите ее специальной стопорной проволочкой. Нижний сальник нужно насадить на зубчатый вал и установить рейку в среднее положение. Далее вал вставляется в посадочное место, а уплотнения смазываются. Вставьте аккуратно верхний сальник, используя небольшой молоточек, и установите стопорное кольцо. Вкрутите нижнюю стопорную гайку, заглушку и подшипник. Поставьте на место прижимной механизм, заглушку и пружину, хорошо затянув все соединения.

Далее рейку можно установить на машину и нужно сделать регулировку углов положения передних колес.

Как предотвратить износ?

Для предотвращения последующего износа автомобильной рулевой рейки, необходимо использовать плавный стиль вождения. Не крутите сильно рулем при резком торможении или интенсивном ускорении, а также научитесь правильно парковаться, не допуская ударов колес о бордюр.

Периодически рулевую рейку нужно обслуживать, проверяя состояние защитных чехлов и пыльников, а также надежность крепления механизма. При движении по плохим дорогам рулевая колонка неизбежно изнашивается – это необратимый процесс.

Рули и слушай: как диагностировать проблемы рулевой рейки, и чем они чреваты

Рулевой механизм в иерархии важности, несомненно, стоит на одной ступени с тормозами — оттого и внимание к его техническому состоянию должно быть соответствующее, и «прислушиваться» к автомобилю и его управляемости необходимо с полной самоотдачей. Сегодня мы выясним, как же диагностировать наличие проблем в рулевом механизме самостоятельно, а затем наглядно рассмотрим, чем чреваты его неисправности, поменяв рулевую рейку в сборе на автомобиле Jeep Patriot.

Н аше основное внимание сегодня будет сконцентрировано исключительно на современной конструкции рулевых механизмов для легковых автомобилей – реечных. А установленный в немалой их доле гидравлический усилитель насколько упрощает управление, настолько же и усложняет обслуживание. Да-да, настолько, что бывают моменты, когда проще заменить всю рейку в сборе, чем отдать ее в ремонт. Именно с этой задачей к нам на подъемник попал довольно редкий Jeep Patriot. Внедорожник и вправду редкий – но только не по конструкции: с точки зрения механики его впору использовать как пособие по устройству автомобиля.

Кратко об устройстве

Прежде чем начать диагностировать рейку, стоит разобраться, как она устроена. Представьте себе две шестерни, одну из которых разрезали и развернули в ровную ленту с зубьями. К оставшейся круглой шестерне подсоединили вал с рулевым колесом, а к ленте – тяги, которые сочленили с поворотными кулаками колес. По сути, это всё – здесь можно останавливать введение в базовое устройство. Но будем последовательны.

Пара «шестерня-рейка» помещена в цилиндрический корпус. Как уже говорилось выше, к рейке с зубьями подсоединены рулевые тяги. Покрыты эти тяги пыльниками, внутри которых, естественно, заложен смазочный материал, чтобы минимизировать последствия от трения. Рулевые тяги соединяются с рейкой шарнирно, чтобы снизить ударные нагрузки и создать свободу перемещения. Весь механизм крепится к поперечине кузова в моторном отсеке или, как в нашем случае, к подрамнику передней подвески. В целом рулевой механизм – живая иллюстрация аксиомы «чем проще – тем надежнее».

Да, мы не сказали еще об одной «мелочи» — это наконечники рулевых тяг, представляющие собой шарнир с приваренным к нему штоком. Наконечник накручивается на рулевую тягу и фиксируется стопорной гайкой. Существуют конструкции, когда гайка на самом наконечнике разрезная, а после накручивания стягивается болтом наподобие хомута. И последний вопрос: почему бы рулевую тягу не выполнить одним целым с наконечником? Потому, что благодаря наконечнику возможна регулировка схождения передних управляемых колес. Выкрутил наконечник – схождение увеличилось, вкрутил поглубже – уменьшилось.

Теперь скажем пару слов про усилители рулевого управления. На данный момент основных типов усилителей два: гидравлический и электрический. В гидравлических (ГУР) крутить руль «помогает» жидкость под давлением (чаще всего это трансмиссионное масло), которое создается насосом. Насос приводится во вращение ремнем от шкива коленвала или же электромотором. В электрических усилителях руля (ЭУР), как несложно догадаться, на помощь водителю приходит электромотор. Усилитель стоит рассматривать как часть рулевого механизма, поскольку элементы гидравлического усилителя интегрированы в корпус этого механизма.

Что может выйти из строя

Пойдем от простого к сложному. Разрушение пыльника довольно быстро приводит шарнир рулевого наконечника в негодность – благо, заменить наконечник не составляет труда. Процедура довольно проста и может быть выполнена даже в «домашних» условиях. Единственный связанный с этим нюанс, который не сделаешь дома, – это регулировка углов установки управляемых колес. Да-да, как бы вас не уверяли в своем профессионализме работники «гаража и молотка», каждый раз после замены наконечника необходимо выполнять проверку и регулировку углов установки колес. За непосещение стенда придется расплачиваться как минимум неравномерным износом шин.

Выше мы уже говорили о надежности схемы реечного рулевого механизма – но ведь все не может быть абсолютно хорошо. Есть-таки слабое звено и здесь – пыльники. Они изготавливаются из мягкого полимера и от довольно незавидных условий работы могут быстро приходить в негодность. Дальнейшая схема прозрачна и стремительна: вовремя не выявил повреждение пыльника – и вот уже грязь и пыль начали поступать внутрь корпуса рулевого механизма, смазочный материал уже не в силах помочь – и пиши пропало.

Следующий элемент механизма – рулевые тяги. Шарнир рулевой тяги может «застучать» даже при условии целого пыльника, так как на его долю приходятся довольно большие нагрузки ударного характера.

Еще один неприятный отказ, который может произойти неожиданно, – это закусывание зубьев. В этом случае рулевой механизм заклинивает так, что баранку не стронуть ни влево, ни вправо. Опасность такой неисправности во время движения описывать излишне, а ее причины могут быть разными – это и недостаточное количество смазки, и неправильная регулировка натяга в зубчатом зацеплении, и банальный износ.

На этом возможные проблемы с рулевым механизмом заканчиваются – поломки гидроусилителя мы рассмотрим в отдельной статье о ремонте рейки в ближайшее время. К слову, увеличенный люфт рулевого колеса также может говорить о том, что с рейкой что-то не так. В конструкции рулевого механизма присутствует упор, который в зависимости от конструкторской фантазии может быть регулируемым или нерегулируемым. Так, если возможность регулировки есть, то подкрутив упор, можно отрегулировать люфт. Если такой возможности нет, то рейку, возможно, придется заменять или отдавать в ремонт.

Как диагностировать неисправности

Как и в случае с элементами подвески, с рулевым механизмом действует одно правило: если вы заехали на СТО – проверьте сами или попросите более опытного мастера проверить все элементы на наличие поломок, дефектов или износа. Если же вы нечастый гость сервисов, то стоит проявлять особую внимательность в «выискивании» посторонних звуков при движении и повороте руля. Правда, при таком, менее точном, методе диагностики ситуация в итоге может сложиться так, как у автора этих строк.

Автомобиль поступил к нам с жалобой на то, что при начале движения слышался постоянный стук, похожий на перекатывающиеся шарики. Первое, что пришло в голову владельцу, – это «прощание» с подшипником ступицы, который был заменен в тот же день. Позже, когда стук не унимался, он все-таки отправил автомобиль на диагностику, где выявили болтающийся наконечник рулевой тяги – у него износился шарнир. Хорошо, что автомобиль был заднеприводным, и никто не полез менять ШРУС.

Вывод из сказанного довольно простой: определить неисправность рулевого управления можно во время движения. Исключением может быть лишь ситуация, при которой износ достиг такого масштаба, что шарнир или тяга просто-напросто болтаются. Потому повторюсь, но скажу: слушайте свой автомобиль!

Замена рулевого механизма с гидроусилителем в сборе

Хозяин автомобиля – довольно ответственная личность, а потому при первых признаках неисправности рулевого механизма обратился за помощью. Мастер взял машину на тест, во время которого выявилось легкое закусывание руля при вращении. Легкое закусывание могло перерасти в ближайшем будущем в заклинивание, поэтому было принято решение заменить рейку в сборе. Да и времени на ее ремонт у хозяина просто не было, так как автомобиль эксплуатируется каждый день.

Упрощение в инженерии и проектировании – вещь довольно интересная. Так оказалось и в нашем случае: частично силовой агрегат, элементы подвески и рулевая рейка крепятся к подрамнику.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector