2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бензиновый кризис в рф набирает обороты: банкротства независимых азс и, всё-таки, 100 рублей за литр!

«ТВОЙ АВТОДОМ»

Бензиновый кризис в РФ набирает обороты: банкротства независимых АЗС и, всё-таки, 100 рублей за литр!

Банкротством независимых автозаправок может обернуться завершение налогового маневра, который предполагает снижение экспортной пошлины на нефть и увеличение налога на добычу полезных ископаемых. Также этому способствует несоответствие розничных и оптовых цен на бензин.

Глава НТС посетовал: «Стране не нужны независимые АЗС», и предложил правительству РФ сформировать программу их выкупа. При этом он отметил, что вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) не будут покупать те заправки, которые расположены в местах, где транспортный поток – слабый, а значит, продаётся сравнительно мало топлива.

Цены на бензин и дизельное топливо начали постепенно снижаться с начала июня 2018 года, после обещания правительства РФ снизить акцизы на топливо для нефтяников с начала месяца.

Как сообщает РБК со ссылкой на пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева, крупные нефтяники на это не пойдут. «Не очень понятно, зачем нам нужно покупать чужой убыточный бизнес», — сказал представитель компании. Он назвал предложение о выкупе независимых АЗС адекватным нынешней ситуации «криком отчаяния», который всерьёз обсуждать не нужно.

На независимые АЗС в России приходится 60% от общего количества заправок. Сегмент продолжает работать с отрицательной или околонулевой маржой из-за высоких цен на бензин в опте. В итоге им приходится поднимать розничные цены, что ведёт к сокращению количества клиентов. Часть АЗС в регионах уже закрылась. Например, в Саратовской области прекратили работу 20 независимых заправок.

Для того, чтобы помочь независимым АЗС, в ходе совещания под руководством зампреда правительства Дмитрия Козака ещё в начале июня крупные нефтяные компании обязались ежемесячно продавать на бирже на 3% больше автомобильного топлива, чем в 2017 году (причём по ценам, рентабельным для независимых операторов).

Однако по мнению председателя правления Совета по товарным рынкам Максима Дьяченко, в качестве меры помощи можно было бы также обязать крупных нефтяников оказывать независимым АЗС услуги по хранению топлива. Это помогло бы последним накапливать запасы на низких оптовых ценах, не допуская вероятности дефицита горючего.

Если же независимые АЗС не смогут справиться с нынешним кризисом и массово закроются, то цена, равная 100 рублям за литр бензина – это вполне возможная перспектива для России, считает Павел Баженов. Такую возможность ранее опроверг Дмитрий Козак.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Кто виноват в том, что люди больше не мечтают о машинах?

Еще относительно недавно, автомобиль (вопреки утверждению классического книжного персонажа) являлся не только средством передвижения, но и несомненно предметом роскоши, престижа и статуса. Но эти времена, похоже, безвозвратно уходят. Автомобиль больше не является предметом мечтаний большинства молодых людей не только на Западе, но и в России. Для одних это излишество в условиях доступности услуг каршеринга, такси и круглосуточной доставки. Для других — обуза, требующая ресурсов на содержание и обслуживание.

Когда-то сам факт наличия автомобиля (неважно какой марки и года выпуска) выделял человека на фоне окружения. Такую роскошь могли себе позволить не все. Но со временем доступность кредитов, стремительное развитие глобального рынка и производства, всевозможные программы лояльности и поддержки спроса привели к тому, что машину мог купить почти любой официально трудоустроенный человек. Это обесценило значение автомобиля, как одного из способов самоутверждения. Конечно, и сегодня есть престижные марки авто, на которые еще по привычке обращают внимание на улице. Но давайте честно, по-настоящему впечатлить кого-то крутой спортивной тачкой у подъезда сегодня вряд ли удастся. Для многих это привычное зрелище.

И если раньше подростки завешивали свои комнаты постерами с гоночными болидами, мощными внедорожниками или изящными представительскими седанами, то к сегодняшнему дню эта мода безвозвратно сошла на нет. Никто не грезит покупкой машины. Для значительной части населения это обыденный процесс. Более того, всевозможные хлопоты с приобретением авто, оформлением кредитных документов, полисов автострахования, потребность в сервисном обслуживании, ремонте, растущие штрафы, платные парковки и платные дороги, пробки, дорогой бензин, ДТП и прочие неприятности и вовсе отбивают у некоторых охоту иметь личный автомобиль. Еще один серьезный фактор, о котором уже знают все больше автомобилистов, заключается в том, что новые машины не выдерживают сравнения с произведенными в прошлом веке по качеству и надежности.

И люди прекрасно понимают, почему так происходит: их затягивают в воронку потребления, чтобы заставить регулярно ремонтировать свою машину, а по истечении срока гарантии покупать новый автомобиль. Не все хотят участвовать в этой искусственной гонке. Очевидно, что с точки зрения экономики, автомобиль сегодня является крайне невыгодным вложением средств. Но если раньше это оправдывалось хотя бы преимуществом в комфорте и свободе передвижения, то сейчас с растущим давлением со всех сторон на владельцев автотранспорта, часть людей больше не хотят ими быть. Тем более, что в некоторых случаях дешевле передвигаться на такси или пользоваться услугой каршеринга. Конечно, факторов, влияющих на падение продаж как на российском, так и на мировом авторынке, много. И все же следует признать, что мода на личные автомобили постепенно проходит. Это уже не так престижно, привлекательно и комфортно, как еще несколько лет назад. Сложно сказать, как эти перемены повлияют на рынок в ближайшие десятилетия, однако можно утверждать, что он уже не будет таким, как прежде.

Читать еще:  Инструкция по замене топливного фильтра hyundai accent (есть видео)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Владельцы независимых АЗС предложили государству выкупить у них заправки

Купите ненужные АЗС

Результатом налогового маневра, предполагающего снижение экспортной пошлины и рост НДПИ, и диспаритета розничных и оптовых цен на бензин в ряде регионов может стать банкротство независимых АЗС. Об этом заявил во вторник, 26 июня, глава Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов на круглом столе о проблемах топливного рынка в Торгово-промышленной палате.

«Если стране не нужны независимые АЗС, пусть правительство формирует программу их выкупа», — сказал Баженов.

Вертикально интегрированные нефтяные компании не заинтересованы в покупке малых АЗС, которые расположены в местах, где мало машин и продается сравнительно мало бензина, добавил он. При этом, по его словам, в некоторых отдаленных регионах крупным нефтяным компаниям размещать свои заправки невыгодно.

По его словам, из-за разницы в цене в 2 руб. на литр топлива независимые АЗС уже потеряли клиентов, которые теперь предпочитают заправляться на заправках, принадлежащих крупным нефтяным компаниям, способным удерживать более низкие цены.

Для того чтобы не допустить банкротства малых АЗС, государство также может отпустить розничные цены на топливо и взять на себя ответственность за наполнение оптового рынка либо перейти к непосредственному регулированию цен на топливо «по всей цепочке». «Однако такая система нерыночна и неэффективна в долгосрочной перспективе», — признал Баженов.

С тезисом Баженова о скором закрытии независимых АЗС согласилась представитель независимых АЗС в Саратовской области и совладелец сети заправок GP Vympel Екатерина Савкина. По ее словам, заправки этой сети могут закрыться примерно через месяц. «20 АЗС по области уже не работают. Причина: диспаритет розничных и оптовых цен и убытки 3–5 руб. на литре», — рассказала она. По ее словам, бюджет одной только Саратовской области из-за закрытия независимых АЗС в год может недополучить 165 млн руб. налогов. Всего в Саратовской области работают 232 независимых заправщика и 126 АЗС, которые принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям. При этом увеличатся бюджетные затраты на выплаты сотрудникам обанкротившихся предприятий — на 7 млн руб. в месяц, привела она предварительную оценку.

Выходом из сложившейся ситуации могли бы стать предоставление равного доступа к трубопроводному транспорту и обязательство крупных нефтяных компаний оказывать независимым АЗС услуги по хранению топлива, считает председатель правления Совета по товарным рынкам (объединяет независимых трейдеров топлива) Максим Дьяченко. По его словам, это позволяло бы независимым АЗС накапливать запасы на низких оптовых ценах, хеджируя риски и устраняя риски дефицита топлива.

Сейчас и розница вертикально интегрированных компаний, и независимые АЗС работают на грани рентабельности, но крупные компании могут компенсировать эти потери за счет дохода от добычи, сказал РБК пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. Независимые не только этого не могут делать, они еще и вынуждены покупать топливо по дорогой оптовой цене, отметил он. Уничтожать независимую розницу никто не стремится — это путь к монополизму, признает Леонтьев. По его словам, заявления владельцев независимых АЗС — это «крик отчаяния», который «адекватен» сложившейся ситуации, но «по существу его рассматривать не нужно». «Не очень понятно, зачем нам нужно покупать чужой убыточный бизнес», — заключил он.

«Невозможный» сценарий

​Это не первый раз, когда представители независимых АЗС предупреждают о последствиях мер правительства для стабилизации цен на бензин. Ранее НТС подсчитал, что в России 60% (или 15 тыс.) заправок приходится на независимые АЗС. В случае ухода независимых сетей наступит окончательная монополизация рынка, которая неминуемо повлечет за собой рост цен, предупреждали заправщики, — в течение года они вырастут до 100 руб. за литр.

В правительстве понимают проблемы независимых АЗС, говорил тогда РБК представитель вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего ТЭК. «Правительство принимает системные меры, чтобы в целом стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов, включая сегмент независимых АЗС», — подчеркивал он. В частности, на совещании под руководством Козака 6 июня крупные нефтяные компании взяли на себя обязательства ежемесячно продавать на бирже на 3% больше топлива, чем в 2017 году, по ценам, рентабельным для независимых операторов АЗС.

А позже сам Козак в ходе селекторного совещания с главами регионов назвал «невозможным» увеличение цен на бензин до 100 руб. за литр. «Это исключено, у правительства достаточно инструментов для того, чтобы урегулировать эту ситуацию и не допустить резкого роста цен на моторное топливо», — сказал вице-премьер. Во вторник, 26 июня, его представитель был недоступен для комментариев.

К маю 2018 года в России резко подскочили цены на бензин (с января по май они выросли более чем на 7%, обогнав инфляцию в 4,5 раза). На это повлияло несколько причин — в частности, рост мировых цен на нефтепродукты (в середине мая баррель Brent достиг $80 впервые за 3,5 года), а также многочисленные повышения акцизов на топливо. В итоге российский внутренний рынок стал менее привлекателен для нефтяников, чем экспорт.

Читать еще:  Все о замене датчика уровня охлаждающей жидкости: фото- и видеообзор

Для борьбы с ростом цен на топливо правительство с 1 июня снизило акцизы на дизельное топливо на 2 тыс. руб., с 7,7 тыс. руб. за тонну, и на бензин — на 3 тыс. руб., с 11,2 тыс. руб. за тонну, а также отменило запланированное на 1 июля повышение акцизов примерно на 700 руб. Нефтяные компании, в свою очередь, пообещали заморозить цены на заправках по состоянию на 30 мая.

Эти меры уже дали небольшой результат. Так, по итогам прошлой недели, с 18 по 22 июня, розничные цены на бензин АИ-92 и АИ-95 в России снизились в среднем на 3 и 4 коп. — до 41,76 и 44,61 руб. за литр соответственно, следует из данных Thomson Reuters Kortes. А в Москве, по данным Московской топливной ассоциации, средние цены на АИ-92 и АИ-95 снизились примерно на 7 коп. — до 42,28 и 45,72 руб. за литр соответственно.

Топливный кризис: Независимые АЗС уходят с рынка

Бизнес стал убыточным после соглашения, которое было подписано в ноябре между нефтяными компаниями и правительством.

Настроение «замотать шланги». С российского рынка активно начали уходить независимые АЗС. На этот сегмент приходится 40% реализации топлива в России, однако уже в следующем году, по прогнозам экспертов, количество заправщиков может сократиться вдвое. По данным Независимого топливного союза, автозаправочным станциям жизненно необходима наценка на бензин не менее трех рублей на литр, в противном случае они работают в убыток.

Сейчас же, в соответствии с подписанным соглашением между правительством и крупными нефтяными компаниями о «замораживании» розничных цен на топливо, средняя маржинальность составляет 1 рубль 70 копеек. Директор и совладелец сети АЗС «Олви» Олег Кузин назвал ситуацию на розничном рынке топлива катастрофической:

Мы последние 8 месяцев находимся на грани выживания и держимся лишь за счет тех запасов, которые были наработаны ранее. Как конкретный пример – в Самарской области закрылась крупная сеть АЗС «Витязи», состоящая из 16 станций. И такое же настроение «замотать шланги» у большинства независимых АЗС. Это происходит не от того, что мы хотим кому-то диктовать условия, а оттого, что работать становится просто бессмысленно.

Фото: GANNA MARTYSHEVA / Shutterstock.com

Похожая ситуация — и в других регионах России. Независимые автозаправочные станции не хотят работать себе в убыток и принимают решение «сворачивать» бизнес. То ли ещё будет, говорят профучастники рынка. С 1 января 2019 года акцизы на топливо будут повышены в полтора раза, что еще сильнее ударит по карманам заправщиков, которым запретили повышать ценники на заправках. Коммерческий директор сети АЗС «Северная империя» Игорь Ефремов назвал этот шаг экономической диверсией:

Акциз – это что? Это добавочный налог. Это значит, еще прибавили что-то. Как мы можем не повышать цену в следующем году, если прибавили акциз? Это же экономическая безграмотность правительства, с которой нам приходится жить.

Фискальная нагрузка на внутренний рынок и без грядущего повышения значительная. Акцизы, НДПИ, НДС и прочие налоги составляют 62% от стоимости бензина. 9% — это расходы на розницу, 11% — себестоимость добычи, еще 10% — прибыль компании и 8% — затраты на переработку и транспортировку. Говорить о последнем пункте без иронии невозможно. Чем дороже бензин, тем дороже его перевозка, и в свою очередь подорожание перевозки ведет к росту цен на бензин.

Инфографика: Телеканал «Царьград»

Одновременно с этим налоговая нагрузка для тех, кто продает топливо на экспорт, снижается. В России сложилась ситуация, при которой экспортные пошлины на нефть снижаются, а налог на добычу полезных ископаемых растёт. В федеральном правительстве это называют «налоговым маневром». Он начался ещё 3 года назад и должен продлиться до 2019-го.

Нефтяные компании оказались в ситуации, при которой стало выгоднее продавать топливо за рубежом, нежели в собственной стране, заявил президент независимого топливного союза Павел Баженов:

У нас предусматривается значительно больше налогов на внутренний рынок, чем налогов экспортных. Это постоянно вызывает ситуацию, при которой экспорт становится более интересным, и объемы с внутреннего рынка уходят вовне. При этом нам с вами объемов не хватает – начинаются колебания и скачки.

Ещё один фактор, который негативно влияет на внутренний рынок, – слом цепочки поставок топлива. Независимым игрокам всё сложнее приобрести топливо на бирже – практически весь объем выбирают крупные нефтяные компании, которые фактически покупают топливо сами у себя, да еще и по завышенным ценам, а затем продают его на своих же заправках. В Независимом топливном союзе назвали такую ситуацию чистой воды монополизацией. Вот что, в частности, заявил Павел Баженов: «Мы наблюдаем монопольную природу российского внутреннего рынка. Это вредит как независимым заправщикам, так и потребителям топлива. Если ситуация не изменится, мы лишимся ряда АЗС».

Читать еще:  Правила выбора антифриза

Если ряд независимых автозаправочных станций всё-таки не выдержат существующих условий и закроются, рынок столкнётся с проблемой нехватки заправок. Особенно остро она будет ощущаться в небольших населённых пунктах – там, где крупным игрокам типа «Лукойла» и «Газпрома» невыгодно открывать и содержать АЗС. Специалисты говорят: люди из деревень будут вынуждены преодолевать десятки километров до ближайшей заправки. В городах же это обернется очередями среди автовладельцев.

Но страшно даже не это, а прогрессирующая монополизация рынка крупными вертикально-интегрированными топливными компаниями. Они получат на руки все козыри для манипулирования ценами. В Независимом топливном союзе говорят, что исправить ситуацию сложно, но можно. В качестве стабилизирующих мер предлагается отмена запланированного на следующий год роста акцизов на топливо, начало либерализации цен, введение обязательств для крупных нефтяных компаний продавать весь объем нефтепродуктов на бирже, рост экспортных пошлин и снижение НДПИ.

До 100 рублей за литр:независимые АЗС на грани банкротства 14:39, 10 июня 2018 Версия для печати

Нынешних мер для стабилизации ситуации на топливном рынке недостаточно, считают в Независимом топливном союзе. АЗС находятся на грани выживания.

Соглашение о заморозке розничной цены на бензин, которого достигло правительство с крупнейшими нефтяными компаниями, при сохранении так называемого рыночного ценообразования в рамках оптового сегмента ведет к уничтожению независимых АЗС и ликвидации значительной части топливной инфраструктуры страны. Об этом говорится в сообщении Независимого топливного союза (НТС, объединяет владельцев независимых АЗС).

Из-за резкого роста цен на топливо в розничной продаже (с января по май они подскочили более чем на 7%, обогнав инфляцию в 4,5 раза) правительство согласилось снизить с 1 июня акцизы на бензин на 2 тыс. руб. с 7,7 тыс. руб. за тонну и на дизельное топливо на 3 тыс. руб. с 11,2 тыс. руб. за тонну соответственно, а также отменило запланированное на 1 июля повышение акцизов примерно на 700 руб. Нефтяные компании, в свою очередь, пообещали заморозить цены на заправках по состоянию на 30 мая. 7 июня в ходе прямой линии с Владимиром Путиным министр энергетики Александр Новак и курирующий ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак сообщили о стабилизации цен.

«Ситуация критическая, счет времени идет на часы, уже сегодня в большинстве регионов страны независимые АЗС начали закрываться! Необходимы срочные меры!» — говорится в сообщении НТС, в котором подчеркивается, что речь идет о судьбе 60% заправок, или около 15 тыс. АЗС.

В случае ухода независимых сетей наступит окончательная монополизация рынка и произойдет рост цен на бензин до 100 руб. за литр в течение года, предупреждают заправщики.

Чтобы этого не допустить, они предлагают правительству отпустить розничную цену на бензин либо «в качестве экстренной меры» включить режим ручного управления в оптовом сегменте, чтобы обеспечить «адекватную» доходность для независимых сетей. А в долгосрочной перспективе участники НТС предлагают провести системную реформу российского топливного рынка, радикально увеличив объемы обязательной биржевой торговли — до 25% от производства дизтоплива и до 50% — бензина (сейчас на бирже крупные компании должны продавать не менее 5% дизтоплива и 10% бензина). «Отдельной мерой была предложена отмена акциза на топливо как деструктивного налога, оказывающего негативное воздействие на всю экономику страны», — говорится в сообщении НТС.

«К сожалению, властями пока выбрана стратегия ручного управления, которая чревата серьезной социально-экономической катастрофой. Независимый топливный союз призывает правительство РФ во избежание катастрофических последствий для российской топливной инфраструктуры и, как следствие, масштабного социально-экономического кризиса предпринять срочные меры по стабилизации ситуации, а далее сесть за стол переговоров с широким кругом участников топливного рынка с целью выработать комплекс системных реформ для этого рынка», — отметил президент НТС Павел Баженов (его слова приводятся в сообщении).

«В правительстве понимают проблемы независимых АЗС», — заявил РБК представитель Дмитрия Козака.

«Правительство принимает системные меры, чтобы в целом стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов, включая сегмент независимых АЗС», — сообщил он. Он напомнил, что на последнем совещании под руководством Козака 6 июня отдельно обсуждался вопрос обеспечения топливом и цен на независимых АЗС и было принято «соответствующее решение». Крупные нефтяные компании взяли на себя обязательства ежемесячно продавать на бирже на 3% больше топлива, чем в 2017 году, по ценам, рентабельным для независимых операторов АЗС, говорится в протоколе этого совещания.

«Чтобы увеличить поставки топлива — в этом проблем нет, но это не поможет решению проблемы, которая была создана не нефтяными компаниями», — заявил в субботу, 9 июня, глава «Газпром нефти» Александр Дюков. По его словам, ​остановить резкий рост цен на бензин в России может дальнейшее сокращение акцизов. Но, по его мнению, правительство пока не готово к таким мерам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector