Как устроен замок зажигания автомобиля. схема и элементы замка зажигания.
Как работает замок зажигания
В современных автомобилях запуск двигателя водителем осуществляется разными способами. В некоторых машинах внедрен бесконтактный пуск мотора, а часть легковушек заводится после нажатия кнопки «Старт/Стоп». Однако подавляющее большинство автомобилей оснащено классическим замком зажигания, который замыкает провода после проворота ключа водителем.
Основные составляющие элементы замка
Прежде чем описывать устройство замка зажигания, необходимо знать, что появился данный узел в автомобиле не сразу. Так как он чаще всего используется для запуска стартера, который был внедрен в конструкцию авто не на ранних этапах. Первые машины заводились криволинейным рычагом, вставляемым в переднюю часть авто, и напрямую вращающие коленвал.
Замком зажигания принято называть базовый коммутирующий элемент, обеспечивающий подачу питания непосредственно на электрические системы и способствующий минимизации разрядки аккумуляторной батареи во время парковки либо стоянки транспорта.
Большинство моделей замков конструкционно поделены на механические и электрические блоки. Блок с механикой включает в себя личинку замка. В этом цилиндрическом устройстве скрывается механический «секрет», состоящий из цилиндров и пружинок, располагающихся в определенном порядке. Это обеспечивает необходимость использования уникального ключа для конкретного замка.
Второй блок наделен группой электрических контактов. Их соединение между собой осуществляется по определенному алгоритму, который зависит от того, насколько повернут ключ.
Встроенный замок кроме вращения модуля с контактами способствует блокировке руля. В данной операции задействован установленный в конструкцию блокировочный штекер. При установке в крайнюю первоначальную точку он выезжает из замочного корпуса и фиксируется в спецпазу, расположенном на рулевой колонке. В популярных ВАЗовских моделях завод-изготовить монтирует типы замков:
Конструкция замка зажигания предполагает наличие нескольких обязательных частей. Основными составляющими узлов являются элементы:
- кожух;
- скобка;
- контактный узел;
- «секрет» замка;
- оболочка;
- штифтовой фиксатор.
Секрет жестко взаимодействует с кабелем и монтируется внутри крупной пружины. Первый конец пружинки зафиксирован на замочном корпусе, а второй – на личинке. Благодаря вмонтированной пружине происходит сомопроизвольное возвращение замка в первоначальную позицию.
Конструкция замка рассчитана как на поворот, так и на фиксацию его в каком-либо из положений. На этот случай цилиндрический поводок оснащен сквозным радиальным каналом. По обе стороны на нем имеются подпружиненные шарики. После поворота на определенный угол шарики попадают в лунку, что позволяет зафиксировать конструкцию в такой позиции.
Контактный узел, разработанный инженерами, включает в себя два элемента: статичную колодку с установленными на ней соединительными контактами и вращающийся диск с вмонтированными пластинками. По пластинам пускается электричество, в момент вращения ключа водителем. Обычно на колодке располагается шесть или больше контактов с выходами к тыльной стороне. Большинство выпускаемых сейчас замков оснащено пластинными контактами с единственным разъемом. Входящая в состав замка и расположенная внутри корпуса группа контактов рассчитана на запуск следующих узлов:
- электростартер;
- система зажигания;
- сигнальные приборы.
Мониторинг работоспособности группы обычно осуществляют подключаемой контрольной лампой. Однако до этой операции специалисты рекомендуют тестировать подходящие к разъему кабели на возможные повреждения. При выявлении проблем с изоляцией необходимо их исправить.
Функционирование замка
Производители, разрабатывая принцип работы замка зажигания, предусмотрели возможность решения нескольких задач данным узлом. Основные из них следующие:
- подключение/отключение к АКБ автомобиля;
- переключение на генератор после запуска бортовой системы;
- замок помогает соединять контакты для запуска стартера;
- при отключенном моторе соединяются контакты, помогающие работе бортовой системы и подключенным к ней приборам;
- выполняет противоугонные функции, обеспечивая блокировку руля при выключенном моторе и изъятом ключе.
Так как работает замок зажигания в нескольких положениях, то производители обеспечивают 2–4 фиксированных рабочих позиции для замка. Исходя из конкретного угла поворота, удастся определить, какие системы питания запущены в данный момент.
Важно! Особая конструкция замка предполагает возможность изъятия ключа исключительно в одном первоначальном положении, когда выключен мотор и отключены приборы-потребители.
Фиксированные положения
Чтобы водители чувствовали себя комфортно в любом автомобиле, производители унифицировали работу замка зажигания. Последовательный проворот ключа обеспечит включение одного из режимов:
- «Включено». В отечественных машинах изначальное положение маркируется как «нулевое», но в некоторых моделях старых машин оно является «первым». Для современных авто не принято уже маркировать данную позицию.
- «Зажигание». Поворот по часовой стрелке до щелчка запустит режим зажигания, обозначенный на замке «ON» или «З».
- «Стартер». Очередное переключение маркируется подписью «Start» или номером позиции.
- «Стоянка». Иностранные автомобили при подобной позиции переходят в режим блокировки или стоянки. Он обозначен «Lock».
- «Допооборудование». Обычно российские машины не оснащены такой позицией замка. В иномарках используется обозначение «Acc».
После того, как водитель вставит ключ в скважину нашего авто и повернет его до первого щелчка («On»), появится возможность запуска световых приборов, «дворников», отопителя и пр. В иномарках сразу можно запускать и магнитолу, салонный свет и прикуриватель.
Один из дальнейших проворотов запустит стартер, но в таком положении ключ не получится удержать. Позиция является нефиксированной. После того как запустится мотор, замок отпружинится в предыдущее положение.
Правильное подключение замка
Когда контактные кабели собраны в единый пучок, завершающийся колодкой, то соединение не представляет сложностей. Достаточно правильно установить контакты. В том случае, когда приходится выбирать поконтактно, необходимо руководствоваться схемой с нумерованными клеммами:
- «50» – красный кабель для работы стартера;
- «15» – синий и черная полоса запускает обогрев салона, зажигание и пр.
- «30» – розовый кабель;
- «30/1» – коричневый кабель;
- «INT» – черный кабель, запускающий габариты и головные фары.
Важно контролировать не только правильность соединения проводки, но и качество соединения с электропитанием. В противном случае проявятся сбои в работе.
Заключение
Водителю рекомендуется следить за состоянием замка зажигания и ключа. Также не стоит оставлять его в машине без присмотра, что злоумышленники не угнали машину.
Конструктивные особенности устройства
В конструкцию замка зажигания «десятки» входят:
- сам замок (личинка);
- ключ;
- запорное устройство;
- контактная группа.
Личинка с ключом служат для предотвращения несанкционированного доступа к системе зажигания. Они работают по тому же принципу, что обычный дверной замок. Мы вставляем ключ определенной конфигурации в скважину и получаем доступ к запуску двигателя. Кроме этого, при первом повороте ключа мы разблокируем руль, выключая механический запорный механизм.
Главное устройство, к которому мы получаем доступ, вставив ключ в замок зажигания – контактная группа . При ее помощи электричество от аккумуляторной батареи подается на стартер и катушку.
Где находится замок зажигания
У «десяток», как и у большинства современных автомобилей, узел запуска двигателя расположен на рулевой колонке. Замок зажигания, контактная группа и запорное устройство скрыты под пластиковым кожухом. Все, что мы можем увидеть – это сама скважина для ключа, находящаяся с правой стороны колонки. Для того чтобы в темное время суток водитель мог без труда ее отыскать, снаружи замок имеет подсветку. Она активируется при включении габаритных огней.
Как работает замок зажигания
Когда ключ вынут из замка, запорный механизм активирован. Подпружиненный штырь входит в специальное отверстие рулевого вала, фиксируя его в одном положении. Для того чтобы его разблокировать, нужно вставить ключ в скважину и повернуть его в первое положение.
Когда мы переводим во вторую позицию замок зажигания, контактная группа подает напряжение на устройство запуска двигателя. Стартер начинает вращаться, приводя в движение коленвал силового агрегата. Вот таким нехитрым образом работает узел включения зажигания «десятки».
Что может произойти с замком зажигания
Неисправностей у рассматриваемого устройства не так уж много. Может выйти из строя сам замок зажигания, контактная группа или запорный механизм. Для каждой поломки характерны свои признаки.
Если вы, вставляя ключ в скважину, заметили, что входит он туда с трудом, или сердцевина не проворачивается (проворачивается не полностью), скорее всего, сам замок пришел в негодность.
В случае, если не происходит разблокировки рулевого вала в первом положении, неисправность следует искать в запорном механизме. Ну, а когда замок исправно работает, но зажигание не включается, либо включается, а стартер не функционирует – проблема явно в контактной группе. Попытаемся разобраться с каждой из проблем.
Замок и блокиратор
Обнаружив проблему в работе замка или блокирующего механизма, лучше не экспериментировать. Даже если вам и удастся их отремонтировать, проблема обязательно заявит о себе позже.
Как проверить группу контактов
Первичную диагностику группы контактов можно выполнить без демонтажных работ. Для этого потребуется омметр или мультиметр.
Алгоритм проверки следующий:
- Обесточиваем бортовую сеть автомобиля, сняв минусовую клемму с аккумулятора.
- Находим разъем замка. Рассоединяем его. Контактная группа замка зажигания ВАЗ -2110 имеет 8 выводов: 4 верхних и 4 нижних.
- Поворачиваем ключ в первое положение и производим замеры сопротивления между контактами 30 и 15. Оно должно быть нулевым.
- Устанавливаем ключ во второе положение и измеряем сопротивление между контактами 30 и 15, а после между 30 и 50. У исправного устройства сопротивление должно равняться нулю. Если же прибор выдает другие показатели, вам предстоит ремонт или замена контактной группы замка зажигания.
Как видите, диагностика этого узла не составляет особых трудностей. Идем дальше.
Как демонтировать замок зажигания
Если вышли из строя замок зажигания, контактная группа , или сломался блокиратор, дальнейшая проверка устройства может быть осуществлена только после его демонтажа. Для того чтобы снять узел, понадобятся следующие инструменты:
- ключ на «10»;
- отвертка с крестообразной битой;
- молоток;
- зубило.
Порядок действий такой:
- Откручиваем ключом на 10 гайку зажима минусовой клеммы аккумулятора. Снимаем клемму.
- Крестовой отверткой откручиваем 5 винтов крепления пластикового кожуха рулевой колонки. Снимаем обе половинки защиты. На рулевой колонке вы увидите сам замок зажигания в сборе. Он крепится к валу при помощи двух хомутов, соединенных между собой болтами без шляпок. Не пугайтесь, это сделано для того, чтобы уберечь машину от угона.
- При помощи зубила и молотка аккуратно сбиваем эти болты (металл, из которого они сделаны, достаточно мягкий).
- Отсоединяем от замка разъем с проводами.
Вот, в принципе, и все. Теперь замок готов для последующей диагностики и ремонта.
Как снять контактную группу замка зажигания
Демонтаж замка – это только полдела. Теперь нужно снять контактную группу. Сделать это совсем несложно. Для этой процедуры потребуется тонкая шлицевая отвертка. С ее помощью необходимо отогнуть две пластиковые защелки, которые крепят группу контактов к металлическому корпусу замка. После этого ее можно смело отсоединять.
Для того чтобы произвести ремонт контактной группы замка зажигания , ее необходимо разобрать. Здесь также пригодится тонкая отвертка. Берем ее и отгибаем две защелки с обеих сторон крышки.
Когда крышка будет снята, осмотрите состояние контактов. Если они немного пригорели или окислились, возможно, это и есть причина неисправности. Зачищают контакты мелкой наждачной шкуркой. Ни в коем случае не используйте для этих целей нож или напильник. Так узел можно вывести из строя основательно.
Если же выводные пластины находятся в очень плохом состоянии, устройство лучше заменить. Цена контактной группы замка зажигания для ВАЗ-2110 составляет порядка 80-100 рублей. Согласитесь, что это не так дорого, чтобы узел опять заработал как новый.
Замена контактной группы замка зажигания также не требует никаких дополнительных навыков. Достаточно просто присоединить ее к корпусу устройства и защелкнуть фиксаторы. Далее присоединяем разъем с проводами и устанавливаем замок на рулевую колонку. Но здесь есть один нюанс. Для установки вам потребуются новые болты с обламывающимися шляпками (4 шт). Приобрести их можно в любом автомагазине. Болты затягиваются до того момента, пока их шляпки сами не обломятся. После этого можно устанавливать кожух на рулевую колонку.
Не забудьте про реле
Случается и так, что замок исправен, но зажигание не включается, а стартер вообще не реагирует на поворот ключа. В этом случае следует проверить реле. Оно так и называется – реле зажигания. Служит это устройство для защиты контактов замка от пригорания во время включения электрооборудования.
Реле зажигания расположено в дополнительном монтажном блоке автомобиля. Чтобы добраться до него, потребуется снять пластиковую панель центральной консоли слева от пассажирского сиденья. Там находятся три реле и три предохранителя. Нужное нам устройство обычно находится справа.
Чтобы проверить, рабочее ли реле, установите на его место одно из соседних устройств, включите зажигание и попробуйте запустить стартер. Если он начал крутить, замените неисправное устройство.
Устройство замка зажигания
Смотрите также
Размораживатель замков. Какое средство выбрать?
- 25 2 47k
Как разморозить автомобильный замок
- 11 0 35k
Ремонт замка зажигания
- 4 1 35k
10 способов открыть замерзший замок в машине
- 60 4 125k
Как открыть замерзший замок автомобиля
- 2 1 19k
Замок зажигания или выключатель зажигания — это основной коммутирующий компонент, который контролирует подачу питания к электрическим системам, также предотвращает разрядку аккумулятора, когда автомобиль припаркован и находится в спокойном состоянии.
Замок зажигания состоит из двух частей:
- Механическая — цилиндрический замок (личинка), он состоит из цилиндра, именно в него вставляется ключ зажигания.
- Электрическая — контактный узел, состоит из группы контактов, которая замыкается определенным алгоритмом при повороте ключа.
В ключе зажигания обычно установлен цилиндрический замок, который справляется одновременно с несколькими задачами, такими как: поворот контактного узла и блокировкой рулевого колеса. Для блокировки использует специальный запорный стержень, который при повороте ключа выдвигается из корпуса замка и попадает в специальный паз в рулевой колонке. Устройство замка зажигания само по себе имеет простую конструкцию, сейчас попробуем разобрать все ее составляющие. Для более наглядного примера рассмотрим, как устроен замок зажигания:
Детали выключателя зажигания
- а) тип KZ813;
- б) тип 2108-3704005-40;
- Скоба.
- Корпус.
- Контактная часть.
- Облицовка.
- Замок.
- А — отверстие для фиксирующего штифта.
- Б — фиксирующий штифт.
Личинка соединена с проводом и установлена внутри широкой цилиндрической пружины, при этом один край прикрепляется к самой личинке, а другой уже непосредственно к корпусу замка.С помощью пружины замок может автоматически возвращаться в исходное положение после включения зажигания или после не успешной попытки запуска силового агрегата.
Поводок замка может не только поворачивать диск контактного узла, но и фиксировать замок в нужном положении. Специально для этого поводок сделан в виде широкого цилиндра, в котором есть радиальный канал, проходящий насквозь. По обе стороны на канале расположены шарики, между ними и находится пружина, с помощью которой шары заходят в лунки с внутренней стороны на корпусе замка, таким образом, обеспечивая их фиксацию.
Контактный узел имеет две основные части, такие как: контактный диск, который может приводиться в движение и неподвижная колодка с видимыми контактами. На самом диске установлены пластины, именно через них проходит ток после поворота ключа в замке зажигания. В основном на колодке размещены до 6 и более контактов, выходы у них, как правило, находятся на обратной стороне. На сегодняшний день современные замки используют контакты в виде пластин с одним разъемом.
Контактная группа, в основном отвечает за запуск стартера, систему зажигания, контрольно-измерительные приборы, она расположена в глубине корпуса замка. Провести проверку ее работоспособности можно с помощью специальной контрольной лампы. Но вначале перед этим, специалисты рекомендуют сделать проверку на повреждения кабелей, которые идут к замку, если обнаружатся таковые, то места повреждения потребуется заизолировать лентой.
Электрическая схема замка зажигания ВАЗ 2109
Как работает замок зажигания
Важным механизмом в автомобиле является замок зажигания, принцип работы которого будем рассматривать далее в статье.
Принцип работы замка зажигания
Система работы замка довольно простая, поэтому сейчас рассмотрим основные задачи, с которыми может он справиться:
- Возможность подключать и отключать электрическую систему питания автомобиля к аккумулятору, в свою очередь после запуска двигателя производить подключение к генератору.
- Возможность подключать и отключать систему зажигания двигателя к источнику питания.
- Когда производится запуск двигателя, то замок зажигания может на небольшой промежуток времени включить стартер.
- Обеспечивает работу таких приборов при отключенном двигателе, как: магнитола и сигнализация.
- Некоторые функции замка зажигания можно использовать как средство против угона, например, возможность ставить блокировку на рулевое колесо, когда двигатель в спокойном состоянии.
Замки зажигания могут иметь от двух до четырех положений переключения. В зависимости от того в каком положении находится ключ зажигания в авто, вы сможете определить какие системы питания работают в тот или иной момент. Ключ в автомобиле можно вытянуть только в одном положении, когда все потребители питания в отключенном состоянии. Чтобы иметь более детальное представление о работе замка зажигания нужно ознакомиться с его схемой:
Схема работы замка зажигания
В каких положениях может работать замок зажигания
- «Выключено». В автомобилях отечественного производителя это положении отображается как «0», но на некоторых более древних образцах положение имело значение «I». На сегодняшний день в усовершенствованных автомобилях эта метка вообще не отображается на замке.
- «Включено» или «Зажигание» — на автомобилях отечественного производства встречаются такие обозначения: «I» и «II», в более новых модификациях это «ON» или «3».
- «Стартер» — отечественные авто «II» или «III», в новых авто – «START» или «4».
- «Блокировка» или «Стоянка» — старые автомобили обозначены «III» или «IV», иностранные авто «LOCK» или «0».
- «Дополнительное оборудование» — отечественные замки не имеют такого положения, иностранные версии авто обозначены: «Асс» или «2».
Схема положений замка зажигания
Когда вставляется ключ в замок и проворачивается по часовой стрелке, тоесть переходит из «Блокировки» в положение «Включено» («ON»), тогда и включаются все основные электрические цепи автомобиля, такие как: освещение, стеклоочиститель, отопитель и другие. Иностранные авто устроены немного по другому, у них сразу перед положением «ON» стоит «Асс», таким образом дополнительно еще запускается магнитола, прикуриватель и свет в салоне. Если ключ провернуть еще по часовой стрелке, то замок перейдет в положение «Стартер», в этот момент должно подключиться реле и запуститься двигатель. Данное положение не может быть зафиксировано, потому что сам ключ удерживает водитель. После успешного запуска мотора ключ возвращается в исходное положение «Зажигание» — «ON» и уже в этом состоянии ключ фиксируется в одном положении до полной остановки мотора. Если же необходимо заглушить мотор, то в таком случае ключ просто переводится в положение «Выключено», тогда все цепи питания отключаются и двигатель останавливается.
Схема работы ключа в замке зажигания
В автомобилях с дизельными двигателями происходит включение клапана с перекрывающей подачей топлива и заслонкой, которая закрывает подачу воздуха, в результате всех этих действий электронный блок управляющий двигателем останавливает свою работу.
Когда двигатель уже полностью остановлен, то ключ можно переключать в положение «Блокировка» — «LOCK» после чего руль становиться неподвижным. В иностранных автомобилях в положении «LOCK» отключаются все электрические цепи и блокируется руль, автомобили с автоматической коробкой передач еще дополнительно блокируют селектор, который находится в положении «P».
Схема проводки замка зажигания ВАЗ 2101
Как правильно подключить замок зажигания
Если провода собраны в одну фишку, то подключение замка не составит никаких сложностей, просто нужно установить ее на контакты.
Если провода подключаются по отдельности, то нужно обратить внимание на схему:
- клема 50 – красный провод, с помощью него работает стартер;
- клема 15 – синий с черной полосой, отвечает за обогрев салона, зажигание и другие приборы;
- клема 30 – розовый провод;
- клема 30/1 – коричневый провод;
- INT – черный провод отвечающий за габариты и фары.
Схема подключения проводов
Если произведено подключение проводки, то все нужно собрать и присоединить клемму к АКБ и проверить работоспособность. Сначала необходимо проверить, есть ли у всех электроприборов питание от замка, после уже работу самого стартера. В том случае, если обнаружены какие-то неисправности, нужно еще раз провести проверку на правильность подсоединения проводов, потому, что именно от этого будет зависеть работа всех приборов в автомобиле после поворота ключа. Далее вы можете ознакомиться со схемой проводки замка зажигания.
На сегодняшний день известно два вида системы зажигания:
- Батарейная, как правило, с автономным источником питания, с его помощью можно включать электроприборы не запуская двигатель.
- Генераторная, можно использовать электрические приборы только после запуска двигателя, тоесть после того как запуститься электрический ток.
Как работает контактная группа
Контактная группа в автомобиле предназначена для того, чтобы соединять все электрические цепи автомобиля и группировать их. Когда водитель поворачивает ключ зажигания, то происходит замыкание электрической цепи от клеммы «минус», которая расположена на аккумуляторе к индукционной катушке зажигания. Электрический ток от системы проводов идет к замку зажигания, проходит контакты на нем, после чего направляется к индукционной катушке и возвращается к клемме «плюс». Катушка обеспечивает высоким напряжением свечу зажигания, через которую подается ток, далее ключ замыкает контакты цепи зажигания, после чего и происходит запуск двигателя. После того, как контакты замкнулись друг с другом при помощи контактной группы, ключ в замке необходимо повернуть на несколько положений. После этого в положении А, когда цепь от источника питания распределит напряжение, все электроприборы запустятся.
Что может произойти с замком зажигания
Чаще всего поломаться может сам замок зажигания, контактная группа или запорный механизм. Каждая поломка имеет свои отличия:
- Если при вставлении ключа в личинку вы заметили, какие-то трудности при входе, или же сердцевина не достаточно хорошо проворачивается, то следует сделать вывод, о том, что замок стал неисправным.
- Если вы не можете разблокировать рулевой вал в первом положении, — поломка в запорном механизме.
- Если в замке не наблюдаются проблемы, но при этом зажигание не включается или же наоборот происходит включение, но стартер не работает, то значит, что неисправность нужно искать в самой контактной группе.
- Если вышла из строя личинка, то необходима полная замена замка, если поломался контактный узел, то возможна его замена без личинки. Хотя на сегодняшний день гораздо лучше и намного дешевле полностью произвести замену, чем ремонтировать старый замок зажигания.
В результате всего выше сказанного хотелось бы сказать, что замок зажигания это одна из самых надежных деталей в автомобиле, но и она имеет свойство ломаться. Самые частые поломки, которые можно встретить, это заедание личинки или вообще ее износ, коррозия контактов или же механические повреждения в контактном узле. За всеми этими деталями нужен бережный уход и своевременная диагностика, дабы избежать серьезных неисправностей. А если уж и не удалось «перехитрить судьбу», то дабы справится с его ремонтом самостоятельно нужно обязательно знать устройство замка зажигания и принцип его работы.
Замок зажигания на ВАЗ: схема замка зажигания, диагностика и ремонт
Замок зажигания автомобиля ВАЗ или любого другого авто — устройство, которое в первую очередь контролирует и обеспечивает запуск, а также остановку двигателя. Также замок зажигания обеспечивает подачу электропитания от АКБ в бортовой сети автомобиля.
Отметим, что заменить или отремонтировать замок зажигания ВАЗ достаточно просто, с этим справится любой автолюбитель без особого опыта. Для замены не нужно специализированного оборудования. Главное, знание технических и конструктивных особенностей устройства. Давайте разбираться.
Замки зажигания: основные функции и разделение по типам и группам
Замок зажигания может выполнять несколько функций:
- отключение или подключение электросистем автомобиля к АКБ (после запуска ДВС);
- подключение либо отключение системы зажигания ДВС к питанию;
- во время пуска ДВС автомобиля кратковременное включение стартера;
- при неработающем двигателе питание электронных устройств и систем автомобиля (сигнализация, магнитола и др.);
- блокировка рулевого колеса при неработающем двигателе (функция противоугонного средства).
Замки зажигания можно разделить на несколько категорий:
- по типу: замки зажигания с ключом и без ключа;
- по назначению: замки с тремя или четырьмя положениями ключа;
- функционал: замки с механической блокировкой руля и обычные без блокировки руля.
Если рассматривать замок зажигания на ВАЗ, особенности конструкции и некоторые технические характеристики заслуживают отдельного внимания. Прежде всего, устройство и принцип работы разных замков зажигания практически одинаков. В свою очередь, замок зажигания на автомобиль ВАЗ состоит из двух основных частей: механической части и электрической.
Механическая часть (личинка) представляет собой цилиндрический замок, состоящий из цилиндра, в который вставляется ключ зажигания. Электрическая часть представляет собой контактный узел, состоящий из группы контактов, замыкающейся при повороте ключа определенным алгоритмом. Цилиндрический замок выполняет несколько задач: блокировка рулевого колеса и поворот контактного узла.
Схема замка зажигания (основные составляющие):
- корпус;
- запорный стержень;
- валик;
- контактная группа замка (контактная втулка, контактный диск);
- отверстие для фиксирующего штифта, фиксирующий штифт;
- провода замка зажигания (поворачивает диск контактного узла и фиксирует замок в нужном положении).
Контактная группа замка зажигания отвечает за запуск стартера, контрольно-измерительных приборов, а также за пуск системы зажигания.
Основные неисправности замка зажигания
Конструкция замка зажигания достаточна простая и неисправности этого устройства типовые:
- оплавление (окисление) контактов. Причин тому несколько: попадание влаги, повреждение или изнашивание, повышенное напряжение в электросети автомобиля;
- проскакивание или заклинивание ключа в замке зажигания из-за механического повреждения личинки замка (старение или изнашивание). Не сильно изношенную личинку можно восстановить или заменить;
Как поменять замок зажигания ВАЗ 2110: схема замка зажигания
Разобравшись с возможными неисправностями замка зажигания, перейдем к методам и способам их устранения. Если точнее, рассмотрим, как провести диагностику, что такое схема подключения замка зажигания, как подключить замок зажигания и т.д.
Прежде чем приступить к ремонтным работам, необходимо с помощью тестера провести диагностику, демонтировав замок зажигания:
- отсоединив от АКБ автомобиля минусовую клемму, вокруг рулевой колонки открутить кожух;
- отключив разъем замка зажигания, вставить ключ в замок и перевести из положения I в II., замеряя при этом сопротивление между контактами при помощи омметра (данные должны соответствовать определенным значениям, приведенным в специальной таблице);
- замок зажигания и контактная группа исправна – значение сопротивления 0 Ом.
Демонтаж замка зажигания:
- сняв с АКБ минусовую клемму, с помощью отвертки открутить крепежные болты и снять кожух рулевого управления (кожух делится на две части);
- сняв лицевую часть замка и отсоединив от него штекер с проводами питания, отсоединить указанный штекер с проводами от реле;
- установив ключ в замке зажигания в положение «0», можно приступать к его демонтажу;
- открутив винты крепления, снять замок;
- тестером провести диагностику неисправности;
- выявив неисправность, приступить к ремонтным работам и сборке устройства в обратном порядке.
Расположена контактная группа в глубине корпуса замка. Ее проверку на работоспособность проводят, используя специальную контрольную лампу. Предварительно рекомендуется сделать проверку на повреждения кабелей, идущих к замку.
Замок зажигания и замена контактной группы на примере ВАЗ 2110:
- отверткой следует отвести в сторону фиксирующие защелки;
- выполнить демонтаж старой контактной группы и замену на новую;
- установить защелки на место.
Однако в некоторых автомобилях проводка может быть подключена напрямую к контактам. По этой причине при установке нового элемента, имеющего такой тип подключения проводки, схема подключения потребуется (необходимо изучить мануал или специальную техническую литературу по конкретной модели автомобиля).
Подведем итоги
Как видно, замки зажигания могут отличаться между собой по типу подключения, по функционалу, по назначению и другим параметрам. При этом конструктивно все они довольно просты, что дает возможность любому автовладельцу при выявлении неисправности правильно устранить неполадки.
В качестве итога отметим, что наличие фишки упрощает подключение, однако данное решение зачастую отсутствует на старых моделях. Чтобы избежать ошибок, без достаточно опыта в таком случае лучше обратиться к опытному автоэлектрику, который быстро устранит имеющиеся неполадки замка зажигания.
Как работает кнопка запуска мотора. Доступные варианты и решения для самостоятельной установки кнопки стартера. Как самому установить кнопку запуска ДВС.
Почему стартер может не работать после поврота ключа в замке зажигания. Основные причины неисправностей стартера: бендикс, тяговое реле, щетки, обмотка.
Как снять блокировку запуска двигателя. Проверка случайной активации иммобилайзера и способы отключения. Диагностика возможных неисправностей сигнализации.
Сигнализация в машине не работает: нет связи с брелком или неисправен основной модуль, как определить. Способы аварийного отключения сигнализации, советы.
Сигнализация в машине не работает: основные причины сбоев в работе автосигнализации. Как точно определить причину, не работает брелок или блок управления.
Сигнализация Старлайн с автозапуском: как настроить автозапуск Starline. Включение автозапуска Старлайн дистанционно или автоматически.
Назначение, неисправности и ремонт замка зажигания ВАЗ 2106
При посадке в авто любой водитель для запуска двигателя поворачивает ключ в замке зажигания. Такое простое действие способствует тому, что на стартер поступает напряжение от источника питания, в результате чего начинает проворачиваться коленвал мотора и происходит запуск последнего. При возникновении поломок с замком зажигания дальнейшая эксплуатация автомобиля становится невозможной. Однако многие проблемы можно устранить своими руками.
Замок зажигания ВАЗ 2106
Сперва может показаться, что замок зажигания ВАЗ 2106 — деталь малозначимая. Однако если разобраться, то механизм является неотъемлемой частью в любом автомобиле, поскольку он выполняет пуск двигателя и запитывает электрическую сеть. Кроме подачи напряжения на стартер, электроэнергия от замка поступает на систему зажигания, приборы, позволяющие контролировать те или иные параметры автомобиля и т. п. Во время стоянки транспортного средства устройство обесточивает системы и приборы.
Назначение и конструкция
Если описать назначение замка зажигания простыми словами, то этот механизм предотвращает разряд аккумуляторной батареи через бортовую сеть и обеспечивает подачу напряжения, только когда это необходимо, т. е. во время эксплуатации машины.
Выключатель зажигания на ВАЗовской «шестёрке» состоит из следующих элементов:
- запорный стержень;
- корпус;
- валик;
- контактный диск;
- контактная втулка;
- колодка.
К механизму замка подходит множество проводов. Они подводятся от АКБ и соединяют в единую электрическую цепь все электроприборы, которые установлены в автомобиле. Когда поворачивается ключ, замыкается цепь от «-» клеммы источника питания к катушке зажигания. Ток через провода проходит к выключателю зажигания, а затем подаётся на катушку и возвращается обратно на плюсовую клемму АКБ. Когда ток протекает через катушку, в ней формируется напряжение, которое необходимо для образования искры на свечах зажигания. В результате при замыкании ключом контактов цепи зажигания, происходит запуск мотора.
Схема подключения
Устройство включения зажигания к электрической цепи подключается при помощи проводов, на конце которых есть разъёмы. Если провода к механизму подводятся при помощи фишки (большой круглый разъем), то проблем с подключением возникнуть не должно.
Если провода подводятся отдельно, нужно придерживаться следующей последовательности подключения:
- вывод 15 — синий с чёрной полосой (зажигание, обогрев салона и другие приборы);
- вывод 30 — розовый провод;
- вывод 30/1 — коричневый;
- вывод 50 — красный (стартер);
- INT — чёрный (габариты и фары).
Ниже представлена электрическая схема подключения замка:
Описание
Замок зажигания ВАЗ 2106 выполнен в форме цилиндра и состоит из электрической (контакты) и механической (сердцевина) части. Механизм также имеет выступ для фиксации руля. С одной стороны устройства расположено углубление для ключа, с другой — контакты для подключения электрических проводов. Две части замка соединяются между собой посредством поводка.
Выключатель зажигания обеспечивает не только поворот механизма вращения контактной группы, но и блокировку руля, когда ключ вынимается из замка. Блокировка возможна за счёт специального штока, который при повороте ключа вправо частично входит в корпус устройства. Когда ключ вращается против часовой стрелки — элемент выдвигается, а при его изъятии — деталь входит в специальное отверстие в рулевой колонке. Работа механизма блокировки в момент извлечения ключа сопровождается громким щелчком.
«Личинка» замка
Поскольку каждый ключ имеет свою форму зубьев, это является дополнительной мерой защиты от угона. Поэтому при попытке запустить двигатель другим ключом, сделать это не удастся.
Контактная группа
Контакты замка зажигания ВАЗ 2106 имеют вид шайбы с выводами для подведения электрической проводки. На внутренней стороне шайбы установлены токопроводящие контакты этих выводов, а также подвижный элемент, который проворачивается под воздействием механизма замка. При изменении положения этого элемента происходит замыкание тех или иных контактов, тем самым обеспечивается подача питания на выводы рассматриваемого изделия, соединённые с замкнутыми пятаками.
Как работает
Замок зажигания «шестёрки» расположен в салоне автомобиля слева от рулевой колонки и скрыт декоративными элементами. С водительской стороны механизм имеет отверстие под ключ. На лицевой поверхности замка есть несколько меток — 0, I, II и III. Каждой из них присуще своё назначение.
Метка «0» — положение, обеспечивающее отключение всех приборов, питание на которые поступает от выключателя зажигания, также в этом положении можно извлечь ключ.
Такие электрические приборы, как стоп-сигнал, устройство прикуривания, освещение салона, работают независимо от положения ключа в замке, поскольку питание от батареи на них подаётся постоянно.
Метка I — в этом положении питание поступает на бортовую сеть. Напряжение подаётся на фары, приборную панель, систему зажигания. Ключ в этом случае фиксируется, и удерживать его нет необходимости.
Метка II — при этом положении замка напряжение от АКБ начинает поступать на стартер для запуска силового агрегата. Фиксации в этом случае нет, поэтому водитель удерживает ключ до момента пуска мотора. Как только двигатель начинает работать, ключ отпускают и он занимает позицию I.
Метка III — стоянка. При таком положении все электрические приборы, подключённые к бортовой сети, обесточены, а в отверстие колонки рулевого колеса входит фиксатор, который предотвращает угон транспортного средства.
Неполадки замка зажигания
Проблемы возможны как с механической, так и с электрической частью устройства.
Ключ не поворачивается
Одной из неисправностей замка является проблема с ключом, когда он туго проворачивается либо не проворачивается вовсе. Довольно часто ситуация заканчивается поломкой ключа, в результате чего его часть остаётся внутри механизма. Решением проблемы подклинивающего замка может быть применение проникающей смазки, например, WD-40. Но не стоит забывать, что это всего лишь временное решение и в ближайшее время выключатель всё-таки придётся заменить.
Видео: замена замка при поломке ключа
Не функционируют приборы
Если наблюдается такая проблема, когда ключ поворачивают в замке, но при этом приборы на щитке не подают «признаков жизни», это может свидетельствовать о повреждении контактов механизма, в результате чего они прилегают друг к другу недостаточно плотно. Неисправность решается путём замены контактной группы либо попросту зачисткой контактов мелкой наждачкой. Желательно проверить, насколько плотно садятся разъёмы на контакты — возможно, их потребуется поджать плоскогубцами.
Не включается стартер
При неполадках замка также могут возникать проблемы с запуском стартера. Причиной является повреждение контактов выключателя либо выход из строя контактной группы. Как правило, неисправность характерна для контактов, подающих питание на стартер. Проблема проявляется следующим образом: стартер не запускается либо для его включения требуется совершить несколько попыток. Чтобы определить, действительно ли неисправность в контактах, можно проверить напряжение на выводах при помощи контрольной лампы либо мультиметра.
Если было выявлено, что контакты пришли в негодность, необязательно менять полностью замок — можно заменить лишь шайбу с контактами.
Ремонт замка зажигания
Для проведения ремонтных работ либо замены замка, его нужно снять с автомобиля. Из инструментов понадобятся:
Как снять замок
После подготовки инструментов можно приступать к демонтажу, который выполняют в следующем порядке:
- Снимают минусовую клемму с аккумулятора.
Видео: как снять замок на ВАЗ 2106
Как разобрать замок
В процессе ремонта, как правило, меняют «личинку» или контактную группу. Для снятия шайбы с контактами потребуется минимум инструментов: отвёртка, молоток и наставка. Разборка состоит из следующих действий:
- Поворачивают замок тыльной стороной к себе и извлекают стопорное кольцо, поддевая его плоской отвёрткой.
Добраться до сердцевины замка несколько сложнее:
- Поддевают отвёрткой крышку замка и снимают её.
Видео: ремонт замка зажигания на «классике»
Какой замок можно поставить
На классических «Жигулях» устанавливались замки зажигания одинаковой конструкции, но при этом следует учитывать, что машины, выпущенные до 1986 года, оснащались замками на 7 контактов, а затем на 6. Если требуется замена замка либо шайбы с контактами на 7 выводов, а найти их не удалось, можно попросту купить второй вариант и соединить вместе два провода (15/1+15/2), после чего подключить их на клемму 15.
Установка кнопки «Старт»
Некоторые владельцы ВАЗ 2106 для удобства пуска двигателя устанавливают кнопку. Она подключается по цепи питания стартера в разрыв красного провода, который идёт к выводу 50 выключателя зажигания. В этом случае запуск мотора происходит следующим образом:
- В замок вставляют ключ.
- Поворачивают его в положение I.
- Запускают стартер посредством нажатия на кнопку.
- Когда двигатель запускается, кнопку отпускают.
Чтобы остановить силовой агрегат, необходимо повернуть ключ против часовой стрелки. Возможен и несколько иной вариант подключения кнопки, чтобы с её помощью можно было не только завести двигатель, но и заглушить его. Для этих целей потребуются следующие детали:
- реле фар РС 711;
- реле стартера 113.3747–10 или 90.3747–10.
Согласно схеме, питание в момент нажатия на кнопку поступает на реле фар, а после замыкания контактов — на стартер. При запуске силового агрегата кнопка отпускается, тем самым происходит размыкание контактов реле стартера и разрыв его цепи питания. Если нажать кнопку повторно, происходит размыкание контактов коммутирующего устройства, цепь зажигания разрывается и работа мотора прекращается. Второй вариант использования кнопки называется «Старт-Стоп».
Заменить или отремонтировать замок зажигания на ВАЗ 2106 под силу даже автовладельцу, который впервые сталкивается с такой проблемой. Для проведения работы потребуется минимум инструментов и соблюдение пошаговых инструкций. Главное, подключить проводку к замку в соответствии со схемой.